Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«РУ́ССКАЯ ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНАЯ А́РМИЯ»

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 54-55

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




«РУ́ССКАЯ ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНАЯ А́РМИЯ» (РОА, «вла­сов­цы»), од­но из наи­бо­лее круп­ных во­ин­ских доб­ро­воль­че­ских фор­ми­ро­ва­ний, соз­дан­ных в Гер­ма­нии в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны. Со­стоя­ла пре­им. из чис­ла из­ме­нив­ших при­ся­ге сов. во­енно­плен­ных, а так­же ан­ти­со­вет­ских эле­мен­тов и пред­ста­ви­те­лей бе­лой эмиг­ра­ции (см. Кол­ла­бо­ра­цио­низм). Офи­ци­аль­но РОА счи­та­лась воо­руж. си­ла­ми ан­ти­со­вет­ской по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции – т. н. Ко­ми­те­та ос­во­бо­ж­де­ния на­ро­дов Рос­сии (КОНР), об­ра­зо­ван­но­го в но­яб. 1944 в Пра­ге (Че­хо­сло­ва­кия). Пред. КОНР и глав­но­ко­манд. РОА был быв. ген.-л. Крас­ной Ар­мии А. А. Вла­сов, штаб РОА воз­глав­лял быв. ген.-м. Ф. И. Тру­хин. В но­яб­ре в г. Мюн­зин­ген (Гер­ма­ния) на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние 1-й (22 тыс. чел.; быв. полк. С. К. Бу­ня­чен­ко), в янв. 1945 – 2-й (13 тыс. чел.; быв. полк. Г. А. Зве­рев), а за­тем 3-й (10 тыс. чел.; быв. полк. М. М. Ша­по­ва­лов) ди­ви­зий РОА. В вер­мах­те они чис­ли­лись как 600-я, 650-я пех. и 700-я на­род­но-гре­на­дер­ская ди­ви­зии. В мар­те 1945 1-я ди­ви­зия при­бы­ла на Вост. (сов.-герм.) фронт, фор­ми­ро­ва­ние 2-й и 3-й ди­ви­зий не бы­ло за­вер­ше­но. ВВС РОА (бо­лее 5 тыс. чел.) воз­глав­лял быв. полк. В. И. Маль­цев. В февр. 1945 всем трём ко­ман­ди­рам ди­ви­зий РОА и ко­манд. ВВС бы­ли при­свое­ны ге­не­раль­ские зва­ния герм. ар­мии. Ди­ви­зии РОА при соз­да­нии ком­плек­то­ва­лись в осн. за счёт лич­но­го со­ста­ва рас­фор­ми­ро­ван­ных 29-й и 30-й рус. пех. ди­ви­зий СС, а так­же отд. рус. пех. ба­таль­о­нов и арт. ди­ви­зио­нов, дей­ст­во­вав­ших до это­го на Вост. фрон­те. К кон­цу апр. 1945 в РОА вхо­ди­ли: 3 пех. ди­ви­зии, учеб­но-за­пас­ная бри­га­да (ок. 7 тыс. чел.; быв. полк. С. Т. Кой­да), несколько отд. час­тей, офи­цер­ское уч-ще (ок. 1 тыс. чел.), 2 раз­ве­ды­ват. шко­лы и 4 эс­кад­ри­льи ВВС. Все­го не­по­сред­ст­вен­но в со­ста­ве РОА чис­ли­лось ок. 70 тыс. чел. В мар­те 1945 в под­чи­не­ние КОНР во­шли так­же ка­за­чьи и не­ко­то­рые др. фор­ми­ро­ва­ния [15-й ка­за­чий кав. кор­пус, Ка­за­чий стан, Отд. кор­пус быв. бе­ло­гвар­дей­ско­го ген.-м. А. В. Тур­ку­ла, Рус­ский кор­пус (Рус­ский ох­ран­ный кор­пус в Сер­бии) быв. бе­ло­гвар­дей­ско­го ген.-л. Б. А. Штей­фо­на и др.] об­щей чис­лен­но­стью св. 60 тыс. чел.

Уча­стие РОА в бое­вых дей­ст­ви­ях про­тив Крас­ной Ар­мии бы­ло ог­ра­ни­чен­ным. Пер­вый раз это про­изош­ло в февр. 1945 на плац­дар­ме в рай­оне Франк­фур­та-на-Оде­ре, ко­гда груп­па из 120 чел. во гла­ве с быв. полк. И. К. Са­ха­ро­вым, соз­дан­ная из доб­ро­воль­цев ох­ра­ны шта­ба РОА, вме­сте с час­тя­ми ди­ви­зии «Дёбе­риц» ата­ко­ва­ла обо­ро­ну сов. 230-й стрелк. ди­ви­зии. С боль­ши­ми по­те­ря­ми она бы­ла от­бро­ше­на в ис­ход­ное по­ло­же­ние. Дей­ст­вия 1-й ди­ви­зии РОА в апр. 1945 в по­ло­се обо­ро­ны 9-й герм. ар­мии на ле­вом бе­ре­гу Оде­ра в рай­оне Эр­ленго­фа так­же бы­ли не­удач­ны­ми. В тот же день она бы­ла вы­ве­де­на с фрон­та и к на­ча­лу мая со­сре­до­то­чи­лась в Че­хосло­ва­кии, в 50 км от Пра­ги. В на­ча­ле сти­хий­но­го Праж­ско­го вос­ста­ния од­на из групп пов­стан­цев, ока­зав­шись в кри­ти­че­ском по­ло­же­нии, об­ра­ти­лась за по­мо­щью к «вла­сов­цам». Ве­че­ром 5 мая пе­ре­до­вые под­раз­де­ле­ния 1-й ди­ви­зии за­вя­за­ли бой с герм. вой­ска­ми на под­сту­пах к Пра­ге. 6 мая ди­ви­зия всту­пи­ла в Пра­гу, к ис­хо­ду сле­дую­ще­го дня фор­си­ро­ва­ла р. Влта­ва и ов­ла­де­ла зна­чит. ча­стью го­ро­да (св. 80%). Од­на­ко 7 мая Че­хосл. нац. со­вет, воз­глав­ляв­ший вос­ста­ние, под дав­ле­ни­ем ком­му­ни­стов от­ка­зал­ся от со­труд­ни­че­ст­ва с «вла­сов­ца­ми», и к ут­ру 8 мая они по­ки­ну­ли Пра­гу, но часть бой­цов РОА, тем не ме­нее, про­дол­жи­ла борь­бу вме­сте с пов­стан­ца­ми. 10 мая час­ти 1-й ди­ви­зии юж­нее г. Пльзень пе­ре­сек­ли де­мар­кац. ли­нию и во­шли в амер. зо­ну, где их про­дви­же­ние бы­ло ос­та­нов­ле­но 4-й тан­ко­вой ди­ви­зи­ей США. Все по­пыт­ки А. А. Вла­со­ва всту­пить в пе­ре­го­во­ры с амер. ко­ман­до­ва­ни­ем о про­пус­ке 1-й ди­ви­зии РОА в амер. зо­ну ок­ку­па­ции ока­за­лись тщет­ны­ми. В этой ситуации ком. 1-й ди­ви­зии 12 мая от­дал при­каз о рос­пус­ке ди­ви­зии. 13–14 мая до 9 тыс. «вла­сов­цев» сда­лись в плен сов. вой­скам. Сам Вла­сов был за­хва­чен 12 мая. Осн. си­лы РОА (штаб, 2-я и 3-я ди­ви­зии, за­пас­ная бри­га­да, офи­цер­ское уч-ще и др.) под ко­манд. Ф. И. Тру­хи­на вы­сту­пи­ли 19 апр. из ла­ге­ря Хой­берг (Гер­ма­ния), где на­хо­ди­лись на фор­ми­ро­ва­нии, и в на­ча­ле мая со­сре­до­то­чи­лись север­нее г. Линц (Ав­ст­рия). По­сле ка­пи­ту­ля­ции Гер­ма­нии боль­шая часть их пе­ре­шла в амер. и англ. зо­ны, где они бы­ли ин­тер­ни­ро­ва­ны. Не­ко­то­рые час­ти этой груп­пи­ров­ки РОА бы­ли на­стиг­ну­ты вой­ска­ми Крас­ной Ар­мии и за­хва­чены в плен (до 20 тыс. чел.). Выс­шее ко­ман­до­ва­ние РОА (12 чел., в т. ч. Вла­сов) пред­ста­ло пе­ред Во­ен. кол­ле­ги­ей Вер­хов­но­го су­да СССР. За из­ме­ну Ро­ди­не и со­труд­ни­че­ст­во с вра­гом во вре­мя вой­ны все об­ви­няе­мые 1.8.1946 бы­ли при­го­во­ре­ны к смерт­ной каз­ни че­рез по­ве­ше­ние. В тот же день при­го­вор при­ве­дён в ис­пол­не­ние.

Час­то тер­мин «вла­сов­цы» со­от­но­сят и с др. уча­ст­ни­ка­ми ан­ти­со­вет­ских фор­ми­ро­ва­ний, дей­ст­во­вав­ших в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны, та­ких, напр., как «Рус­ская ос­во­бо­ди­тель­ная на­род­ная ар­мия» [РОНА; бри­га­да Б. В. Ка­мин­ско­го (29-я гре­на­дер­ская ди­ви­зия СС)] – воо­руж. си­лы т. н. Ло­кот­ской рес­пуб­ли­ки, соз­дан­ные на ок­ку­пи­ров. тер­ри­то­ри­ях Ор­лов­ской и Кур­ской об­лас­тей и ис­поль­зо­вав­шие­ся герм. ко­ман­до­ва­ни­ем для борь­бы с пар­ти­за­на­ми, а позд­нее и при по­дав­ле­нии Вар­шав­ско­го вос­ста­ния 1944; ди­ви­зия «Русс­ланд» – «1-я Рус­ская нацио­наль­ная ар­мия» ген.-м. вер­мах­та Б. А. Смы­слов­ско­го (псевд. А. Хольм­стон); 1-я рус. нац. бри­га­да СС «Дру­жи­на»; а так­же с пер­со­на­лом разл. вспо­мо­гат. под­раз­де­ле­ний вер­мах­та – «доб­ро­воль­ца­ми» (т. н. хи­ви) из чис­ла быв. сов. во­ен­но­плен­ных и др.

Лит.: Ти­тов Ф. Клят­во­пре­ступ­ни­ки // Не­от­вра­ти­мое воз­мез­дие: По ма­те­риа­лам су­деб­ных про­цес­сов над из­мен­ни­ка­ми Ро­ди­ны... М., 1987; Ер­ма­чен­ков С. В., Поч­та­рев А. Н. По­след­ний по­ход вла­сов­ской ар­мии // Во­про­сы ис­то­рии. 1998. № 8; Дро­бяз­ко С. И. Под зна­ме­на­ми вра­га: Ан­ти­со­вет­ские фор­ми­ро­ва­ния в со­ста­ве гер­ман­ских воо­ру­жен­ных сил. 1941–1945. М., 2004; Чу­ев С. Г. Про­кля­тые сол­да­ты. М., 2004; он же. Вла­сов­цы – па­сын­ки Третье­го рей­ха. М., 2006; Алек­сан­д­ров К. М. Ар­мия ге­не­ра­ла Вла­со­ва, 1944–1945. М., 2006.

Вернуться к началу