«ПАЛЛА́ДА»
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ПАЛЛА́ДА», название кораблей и судов рос. ВМФ. 1) Один из самых известных парусных фрегатов, заложен в 1831 на Охтинской верфи, вступил в строй в 1832. Водоизмещение св. 2 тыс. т; длина 52,8 м, ширина 13,3 м, осадка 4,3 м; скорость при попутном ветре 12,3 уз (ок. 22,8 км/ч); вооружение 52 арт. орудия; экипаж 426 чел. Корабль предназначался для заграничных визитов членов имп. фамилии. «П.» неоднократно ходила в дальние походы к берегам Испании и Португалии, на о. Мадейра, доставляла золото в Великобританию, сопровождала пароход с герм. принцем, выходила в крейсерство на Балтийском м. В 1852–54 под команд. капитан-лейтенанта (с 1854 капитан 2 ранга) И. С. Унковского фрегат совершил с дипломатич. миссией вице-адм. Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский и Тихий океаны к берегам Японии, после чего прибыл на Дальний Восток (в этом плавании участвовал писатель И. А. Гончаров, написавший цикл путевых заметок). Ввиду начавшейся Крымской войны 1853–1856 рос. корабли на Дальнем Востоке были укрыты в устье р. Амур, однако осадка «П.» не позволила провести её в Амур. За время зимовки фрегат был сильно повреждён льдами и в янв. 1856 затоплен в бухте Постовая зал. Императорская Гавань (ныне Советская Гавань).
2) Крейсер 1 ранга, предназначавшийся для разведки и борьбы с торговым судоходством противника. Заложен в 1897 в С.-Петербурге, вступил в строй в 1901. Водоизмещение св. 7 тыс. т; длина ок. 123,8 м, ширина ок. 15,4 м, осадка 6,4 м; мощность энергетич. установки 11,6 тыс. л. с. (св. 8,5 тыс. кВт); скорость 20 уз (37,4 км/ч); дальность плавания 4 тыс. миль (ок. 7,4 тыс. км); вооружение – 74 арт. орудия разл. калибров, 3 торпедных аппарата; экипаж 570 чел. В окт. 1902 – апр. 1903 в составе отряда кораблей совершил переход на Дальний Восток, где вошёл в состав 1-й эскадры флота Тихого ок. Принимал участие в рус.-япон. войне 1904–05. В ночь на 27.1(9.2).1904 на внешнем рейде Порт-Артура торпедирован япон. миноносцем; вновь введён в строй после ремонта. Участвовал в бою с япон. флотом в Жёлтом м., после чего вернулся в Порт-Артур. 24.11(7.12).1904 потоплен япон. осадной артиллерией во внутр. гавани Порт-Артура. В сент. 1905 поднят японцами и после восстановит. ремонта введён в состав япон. флота под назв. «Цугару». В 1920 переоборудован в минный заградитель, в 1924 превращён в мишень и потоплен япон. мор. авиацией при показат. бомбометании в честь годовщины Цусимского сражения 1905.
3) Броненосный крейсер (с сент. 1907 отнесён к подклассу крейсеров). Заложен в С.-Петербурге и спущен на воду в 1905, вступил в строй в 1911. Водоизмещение св. 7,8 тыс. т; длина ок. 138,7 м, ширина ок. 17,6 м, осадка ок. 7,4 м; мощность энергетич. установки 17,1 тыс. л. с. (св. 12,5 тыс. кВт); скорость св. 20,8 уз (38,5 км/ч); дальность плавания 2,2 тыс. миль (св. 4 тыс. км); вооружение – 32 арт. орудия разл. калибров, 8 пулемётов, 2 торпедных аппарата, 150 якорных мин; экипаж 577 чел. Участвовал в 1-й мировой войне, нёс разведыват. и дозорную службу в Балтийском море. 28.9(11.10).1914 при возвращении из дозора в Ревель (ныне Таллин) в устье Финского зал. торпедирован и потоплен герм. ПЛ U-26.
4) Назв. «П.» в 1802–14 и 1815–35 носили 2 галета (шхуны-бриги), входившие в состав Балт. флота и использовавшиеся в качестве придворных судов.
5) Трёхмачтовый парусный корабль (барк). Построен в Польше на Гданьской судоверфи в 1989. Принадлежит Дальневосточному гос. технич. рыбохозяйств. ун-ту (Владивосток), используется как учебное и н.-и. судно. Водоизмещение 2,9 тыс. т; длина с бушпритом 108,6 м, ширина 14 м, осадка 6,8 м; мощность энергетич. установок 838 кВт; пл. парусов 2771 м2; скорость под парусами до 18,8 уз (34,8 км/ч); экипаж 195 чел., в т. ч. 144 практиканта. За время многочисл. (в т. ч. в 2007–08 кругосветного) плаваний барк посетил св. 20 государств, в 2011 участвовал в Междунар. транстихоокеанской экспедиции.