Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ПАЛЛА́ДА»

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 156

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков
Фрегат «Паллада». Акварель А. П. Боголюбова. 1847.

«ПАЛЛА́ДА», на­зва­ние ко­раб­лей и су­дов рос. ВМФ. 1) Один из са­мых из­вест­ных па­рус­ных фре­га­тов, за­ло­жен в 1831 на Ох­тин­ской вер­фи, всту­пил в строй в 1832. Во­до­из­ме­ще­ние св. 2 тыс. т; дли­на 52,8 м, ши­ри­на 13,3 м, осад­ка 4,3 м; ско­рость при по­пут­ном вет­ре 12,3 уз (ок. 22,8 км/ч); воо­ру­же­ние 52 арт. ору­дия; эки­паж 426 чел. Ко­рабль пред­на­зна­чался для за­гра­нич­ных ви­зи­тов чле­нов имп. фа­ми­лии. «П.» не­од­но­крат­но хо­ди­ла в даль­ние по­хо­ды к бе­ре­гам Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии, на о. Ма­дей­ра, до­с­тав­ля­ла зо­ло­то в Ве­ли­ко­бри­та­нию, со­про­во­ж­да­ла па­ро­ход с герм. прин­цем, вы­хо­ди­ла в крей­сер­ст­во на Бал­тий­ском м. В 1852–54 под ко­манд. ка­пи­тан-лей­те­нан­та (с 1854 ка­пи­тан 2 ран­га) И. С. Ун­ков­ско­го фре­гат со­вер­шил с ди­пло­ма­тич. мис­си­ей ви­це-адм. Е. В. Пу­тя­ти­на пла­ва­ние из Крон­штад­та че­рез Ат­лан­ти­че­ский, Ин­дий­ский и Ти­хий оке­а­ны к бе­ре­гам Япо­нии, по­сле че­го при­был на Даль­ний Вос­ток (в этом пла­ва­нии уча­ст­во­вал пи­са­тель И. А. Гон­ча­ров, на­пи­сав­ший цикл пу­те­вых за­ме­ток). Вви­ду на­чав­шей­ся Крым­ской вой­ны 1853–1856 рос. ко­раб­ли на Даль­нем Во­сто­ке бы­ли ук­ры­ты в устье р. Амур, од­на­ко осад­ка «П.» не по­зво­ли­ла про­вес­ти её в Амур. За вре­мя зи­мов­ки фре­гат был силь­но по­вре­ж­дён льда­ми и в янв. 1856 за­то­п­лен в бух­те По­сто­вая зал. Им­пе­ра­тор­ская Га­вань (ны­не Со­вет­ская Га­вань).

2) Крей­сер 1 ран­га, пред­на­зна­чав­ший­ся для раз­вед­ки и борь­бы с тор­го­вым су­до­ход­ст­вом про­тив­ни­ка. За­ло­жен в 1897 в С.-Пе­тер­бур­ге, всту­пил в строй в 1901. Во­до­из­ме­ще­ние св. 7 тыс. т; дли­на ок. 123,8 м, ши­ри­на ок. 15,4 м, осад­ка 6,4 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­нов­ки 11,6 тыс. л. с. (св. 8,5 тыс. кВт); ско­рость 20 уз (37,4 км/ч); даль­ность пла­ва­ния 4 тыс. миль (ок. 7,4 тыс. км); воо­ру­же­ние – 74 арт. ору­дия разл. ка­либ­ров, 3 тор­пед­ных ап­па­ра­та; эки­паж 570 чел. В окт. 1902 – апр. 1903 в со­ста­ве от­ря­да ко­раб­лей со­вер­шил пе­ре­ход на Даль­ний Вос­ток, где во­шёл в со­став 1-й эс­кад­ры фло­та Ти­хо­го ок. При­ни­мал уча­стие в рус.-япон. вой­не 1904–05. В ночь на 27.1(9.2).1904 на внеш­нем рей­де Порт-Ар­ту­ра тор­пе­ди­ро­ван япон. ми­но­нос­цем; вновь вве­дён в строй по­сле ре­мон­та. Уча­ст­во­вал в бою с япон. фло­том в Жёл­том м., по­сле че­го вер­нул­ся в Порт-Ар­тур. 24.11(7.12).1904 по­то­п­лен япон. осад­ной ар­тил­ле­ри­ей во внутр. га­ва­ни Порт-Ар­ту­ра. В сент. 1905 под­нят япон­ца­ми и по­сле вос­ста­но­вит. ре­мон­та вве­дён в со­став япон. фло­та под назв. «Цу­га­ру». В 1920 пе­ре­обо­ру­до­ван в мин­ный за­гра­ди­тель, в 1924 пре­вра­щён в ми­шень и по­то­п­лен япон. мор. авиа­ци­ей при по­ка­зат. бом­бо­ме­та­нии в честь го­дов­щи­ны Цу­сим­ско­го сра­же­ния 1905.

3) Бро­не­нос­ный крей­сер (с сент. 1907 от­не­сён к под­клас­су крей­се­ров). За­ло­жен в С.-Пе­тер­бур­ге и спу­щен на во­ду в 1905, всту­пил в строй в 1911. Во­до­из­ме­ще­ние св. 7,8 тыс. т; дли­на ок. 138,7 м, ши­ри­на ок. 17,6 м, осад­ка ок. 7,4 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­нов­ки 17,1 тыс. л. с. (св. 12,5 тыс. кВт); ско­рость св. 20,8 уз (38,5 км/ч); даль­ность пла­ва­ния 2,2 тыс. миль (св. 4 тыс. км); воо­ру­же­ние – 32 арт. ору­дия разл. ка­либ­ров, 8 пу­ле­мё­тов, 2 тор­пед­ных ап­па­ра­та, 150 якор­ных мин; эки­паж 577 чел. Уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой вой­не, нёс раз­ве­ды­ват. и до­зор­ную служ­бу в Бал­тий­ском мо­ре. 28.9(11.10).1914 при воз­вра­ще­нии из до­зо­ра в Ре­вель (ны­не Тал­лин) в устье Фин­ско­го зал. тор­пе­диро­ван и по­то­п­лен герм. ПЛ U-26.

4) Назв. «П.» в 1802–14 и 1815–35 но­си­ли 2 га­ле­та (шху­ны-бри­ги), вхо­див­шие в со­став Балт. фло­та и ис­поль­зо­вав­шие­ся в ка­че­ст­ве при­двор­ных су­дов.

5) Трёх­мач­товый па­рус­ный ко­рабль (барк). По­стро­ен в Поль­ше на Гдань­ской су­до­вер­фи в 1989. При­над­ле­жит Даль­не­во­сточ­но­му гос. тех­нич. ры­бо­хо­зяйств. ун-ту (Вла­ди­во­сток), ис­поль­зу­ет­ся как учеб­ное и н.-и. суд­но. Во­до­из­ме­ще­ние 2,9 тыс. т; дли­на с буш­при­том 108,6 м, ши­ри­на 14 м, осад­ка 6,8 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­но­вок 838 кВт; пл. па­русов 2771 м2; ско­рость под па­ру­са­ми до 18,8 уз (34,8 км/ч); эки­паж 195 чел., в т. ч. 144 прак­ти­кан­та. За вре­мя мно­го­числ. (в т. ч. в 2007–08 кру­го­свет­но­го) пла­ва­ний барк по­се­тил св. 20 го­су­дарств, в 2011 уча­ст­во­вал в Ме­ж­ду­нар. транс­ти­хо­оке­ан­ской экс­пе­ди­ции.

Лит.: Гон­ча­ров И. А. Фре­гат «Пал­ла­да» // Гон­ча­ров И. А. Полн. собр. соч. и пи­сем. СПб., 1997. Т. 2; Чер­ны­шев А. А. Рос­сий­ский па­рус­ный флот: Спра­воч­ник: В 2 т. М., 1997; Бе­реж­ной С. С. Крей­се­ра и ми­но­нос­цы: Спра­воч­ник. М., 2002; Сквор­цов А. В. Крей­се­ры «Диа­на», «Пал­ла­да», «Ав­ро­ра». СПб., 2005.

Вернуться к началу