ОСО́БОЕ СОВЕЩА́НИЕ ПРИ ОГПУ–НКВД СССР
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСО́БОЕ СОВЕЩА́НИЕ ПРИ ОГПУ–НКВД СССР, внесудебный орган в 1924–53 в СССР, имевший полномочия рассматривать уголовные дела по обвинениям в общественно опасных преступлениях и выносить приговоры по результатам расследования, а также пересматривать решения Воен. коллегии Верховного суда СССР; один из гл. инструментов массовых репрессий 1920-х – начала 1950-х гг. в СССР.
Предшественником Особого совещания (называлось ОСО) была Особая комиссия при НКВД РСФСР, которая имела право приговаривать к адм. высылке, не прибегая к аресту, в т. ч. за пределы РСФСР, на срок до 3 лет. В марте 1924 Президиум ЦИК СССР утвердил новое Положение о правах Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) в части адм. ссылок, высылок и заключения в концентрац. лагерь, которым было предусмотрено создание ОСО при ОГПУ СССР. Совещание состояло из 3 членов Коллегии ОГПУ СССР с обязат. участием прокурорского надзора. Приказом ОГПУ СССР № 250 от 12.6.1924 был определён персональный состав ОСО при ОГПУ СССР: В. Р. Менжинский, Г. Г. Ягода и Г. И. Бокий. Также были созданы ОСО при Гос. политич. управлениях (ГПУ) союзных республик с аналогичными правами применения наказаний в пределах их компетенции.
Приговоры ОСО при ОГПУ СССР выносились во внесудебном порядке – «по результатам расследования». Совещание не было связано процессуальными нормами, рассмотрение дела велось без соблюдения принципа состязательности и беспристрастности, обвиняемому не полагался адвокат. Допускалось рассмотрение дела и вынесение приговора в отсутствие обвиняемого (абсолютное большинство дел рассматривалось заочно). ОСО при ОГПУ СССР было наделено правами в отношении лиц, признаваемых им социально опасными, применять следующие меры наказания: высылать таковых из местностей, где они проживают, с запрещением дальнейшего проживания в этих местностях на срок до 3 лет; высылать из тех же местностей с запрещением проживания сверх того в ряде местностей или губерний в соответствии со списком, установленным ОГПУ СССР, на тот же срок; высылать с обязат. проживанием в определённой местности по спец. указанию ОГПУ СССР и обязательным в этих случаях гласным надзором местных отделов ГПУ на тот же срок; заключать в концлагерь сроком до 3 лет; высылать за пределы СССР на тот же срок. Затем ОСО при ОГПУ СССР получило право применять ссылку, высылку и заключение в концлагерь на срок до 5 лет, а иностранцев, являвшихся общественно опасными, высылать за пределы СССР.
Решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 10.7.1934 и оформленным в тот же день постановлением ЦИК СССР был образован НКВД СССР, а при нём ОСО, Положение о котором утверждено 5.11.1934 совместным постановлением ЦИК СССР и СНК СССР после упразднения Судебной коллегии ОГПУ СССР. Территориальные ОСО действовали под председательством наркома внутр. дел СССР, в их составе: заместители наркома внутр. дел СССР, уполномоченный НКВД по РСФСР, начальник Гл. управления Рабоче-Крестьянской милиции, нарком внутр. дел союзной республики, на территории которой рассматривалось дело. ОСО при НКВД СССР могло приговорить к ссылке или заключению до 5 лет, а с апр. 1937 – до 8 лет; иногда – приговаривало к т. н. ссылке (высылке) «минус», что означало запрет находиться в крупнейших городах СССР. Дела высокопоставленных репрессируемых проводились, как правило, через суды. Постановлением СНК СССР от 17.11.1938 в ОСО при НКВД СССР было разрешено передавать только дела, которые не могли рассматриваться гласно по оперативным соображениям, но на практике это положение не выполнялось. В годы «Большого террора» ОСО при НКВД СССР, будучи чрезмерно перегруженным большим количеством дел (иногда рассматривалось св. 1 тыс. дел на одном заседании), не обеспечивало тщательного и всестороннего их рассмотрения. Внесудебный порядок рассмотрения не требовал от работников следствия глубокого и всестороннего исследования дела, поиска действительных доказательств. Вместо этого следствие пыталось любым способом добыть любые, даже самые сомнительные, свидетельства виновности. В результате приговоры выносились без достаточных юридич. оснований. В кон. 1940 ОСО при НКВД СССР получило право применять ещё одну меру наказания – конфискацию неправомерно нажитого имущества и имущества, используемого в преступных целях. После начала Вел. Отеч. войны постановлением Государственного Комитета Обороны № 903сс от 17.11.1941 ОСО при НКВД СССР по делам о контрреволюц. преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления СССР предоставлено право назначать меры наказания вплоть до высшей меры наказания – расстрела (с осени 1945 макс. мерой наказания по решению ОСО при НКВД СССР стало 25 лет заключения).
В 1946, при преобразовании наркоматов в министерства, были созданы ОСО при МГБ и МВД СССР. В кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. ОСО при МГБ и МВД СССР рассматривали дела участников националистич. движений и их пособников в Прибалтике, Зап. Белоруссии и Зап. Украине, а также изменников Родины. В марте 1953 МГБ и МВД СССР объединены в МВД СССР. Неопубликованным указом Президиума ВС СССР от 1.9.1953 ОСО при МВД СССР упразднено.
Всего за время существования c 1934 по 1953 ОСО при ОГПУ–НКВД–МГБ (МВД) СССР осуждено 442531 чел., в т. ч. приговорено к высшей мере наказания 10101 чел.