«МА́ННЕРГЕЙМА ЛИ́НИЯ»
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«МА́ННЕРГЕЙМА ЛИ́НИЯ», система укреплений, фортификац. сооружений и заграждений на Карельском перешейке от Ладожского оз. до Финского зал. в 32 км от Ленинграда (С.-Петербург). Сооружалась Финляндией в 2 этапа. В 1920–31 построены позиции (корсу), включавшие деревоземляные, каменные сооружения и бетонные бункеры. На 2-м этапе строительства в 1931–39 при участии герм., брит., франц. и бельг. воен. специалистов возводились мощные бетонные сооружения, способные выдерживать попадания 150-миллиметровых арт. снарядов. Названа по имени финл. маршала К. Г. Э. Маннергейма. Строительство завершено под руководством бельг. ген. Баду – участника возведения «Мажино линии». «М. л.» общей протяжённостью 135 км, глубиной 95 км включала передовую (зона заграждений), главную, вторую и тыловую (выборгскую) полосы обороны, 2 промежуточные полосы и отсечные позиции. Имела неск. эшелониров. линий заграждений (лесные завалы, проволочные сети, гранитные надолбы, противотанковые рвы, эскарпы, минные поля и т. п.) и опорные пункты с долговременными (дот) и деревоземляными (дзот) огневыми точками, которые прикрывали осн. дороги и межозёрные дефиле. Всего было 220 км проволочных заграждений, 200 км лесных завалов и 80 км надолбов. Гл. полоса обороны глубиной 7–10 км [передний край вдоль магистрали Куолемаярви по линии Мурила, Сумма (Хотинен), Муола, Ритасари и далее по левому берегу р. Вуокса до Тайпале] пересекала весь Карельский перешеек и включала в себя 25 узлов сопротивления, состоявших каждый из 3–4 опорных пунктов. На выборгском направлении опорный пункт состоял в ср. из 5–6 дотов и 3–5 дзотов. Все опорные пункты занимали постоянные гарнизоны силой от роты до батальона. Между опорными пунктами и узлами сопротивления находились позиции для полевых войск, прикрытые противотанковыми и противопехотными заграждениями. Вторая (опорная) полоса обороны отстояла от главной на выборгском направлении на 4–5 км и местами соединялась с ней отсечными позициями. Тыловая укреплённая полоса проходила в 20 км за 1-й полосой и имела 18 дотов и 77 дзотов. Всего на «М. л.» было возведено св. 296 дотов и св. 800 дзотов. Кроме того, были созданы сложные противотанковые препятствия общей протяжённостью 136 км и многокилометровые проволочные заграждения. «М. л.» опиралась на многочисл. естеств. препятствия (резко пересечённый рельеф, труднопроходимые леса, множество озёр, проток и болот). В ходе советско-финляндской войны 1939–40 сов. войска прорвали оборону войск Финляндии по «М. л.» на 2-м этапе войны, после соответствующей подготовки. Гос. граница на Карельском перешейке в соответствии с договором СССР с Финляндией (1940) отодвинулась от Ленинграда за линию Выборг, Сортавала, и «М. л.» оказалась на территории СССР. Во время Вел. Отеч. войны финл. войска, захватив часть сов. территории на Карельском перешейке, начали здесь с нояб. 1941 строительство новой укреплённой линии (линия «Салпа»), при этом частично были восстановлены или реконструированы сооружения «М. л.». К июню 1944 финл. войска создали прочную, хорошо оборудованную в инж. отношении оборону; её глубина, включая «М. л.» и линию «Салпа», достигала 120 км. В ходе Выборгской операции 1944 войска Ленинградского фронта прорвали оборону финл. войск на Карельском перешейке. Впоследствии все оборонит. сооружения «М. л.» были разрушены.