«МАКСИ́М ГО́РЬКИЙ»
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«МАКСИ́М ГО́РЬКИЙ» (АНТ-20), сов. агитац. самолёт. Построен в 1 экз. в ОКБ при ЦАГИ под рук. А. Н. Туполева на нар. деньги (собрано св. 6 млн. рублей) в 1934 в связи с 40-летием лит. и обществ. деятельности М. Горького. В то время самый большой самолёт в мире. Прототипом являлся пассажирский вариант тяжёлого бомбардировщика ТБ-4 (АНТ-16). В разработке принимали участие В. М. Петляков, А. А. Архангельский и др.; ведущий инженер – Б. А. Саукке. Самолёт был создан в очень короткие сроки: начало постройки 4.7.1933, принятие спец. комиссией 24.4.1934, а первый полёт продолжительностью 35 мин совершил М. М. Громов 17.6.1934. Второй полёт «М. Г.» совершил 19.6.1934 над Красной площадью в Москве во время встречи спасённых членов экспедиции ледокольного парохода «Челюскин». Громов и И. В. Михеев на этом самолёте в 1934 установили 2 неофиц. мировых рекорда, подняв груз массой 10 т и 15 т на выс. 5 тыс. м. «М. Г.» 18.8.1934 передан в агитац. эскадрилью им. М. Горького в качестве флагманского самолёта.
«М. Г.» – цельнометаллич. моноплан с 8 двигателями мощностью по 662 кВт (ок. 900 л. с.), 2 из них – в тандемном расположении над фюзеляжем, шасси неубираемое. Длина 32,5 м, размах крыла 63 м, площадь крыла 486 м2, взлётная масса 42 т, нагрузка 13,5 т, дальность полёта 2 тыс. км, потолок 4,5 тыс. м, скорость 220 км/ч. Общая площадь пассажирского салона и служебных помещений св. 100 м2; 8 чел. экипажа и 72 пассажира.
На АНТ-20 впервые для тяжёлого самолёта в системе управления были применены жёсткая трубчатая проводка, переставной стабилизатор с электродистанц. управлением; наряду с постоянным током – трёхфазная система переменного тока напряжением 127 В, частотой 50 Гц. Для посадки в самолёт впервые в авиац. практике использован трап, который в убранном положении становился частью пола, впервые в отеч. практике в состав пилотажно-навигац. оборудования был включён автопилот.
Для проведения агитац. мероприятий «М. Г.» был оборудован радиоустановкой «Голос с неба», радиостанциями, типографией, фотолабораторией, киноустановкой, библиотекой, АТС на 16 номеров для переговоров в самолёте и др. Потерпел катастрофу 18.5.1935, столкнувшись с сопровождавшим его самолётом И-5, лётчик которого Н. П. Благин пытался выполнить петлю вокруг крыла «М. Г.». Погибли 46 чел.