Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«МАКСИ́М ГО́РЬКИЙ»

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 577

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Ю. Щукарев
Самолёт «Максим Горький». Музей авиации и космонавтики. Москва. Фото А. И. Нагаева

«МАКСИ́М ГО́РЬКИЙ» (АНТ-20), сов. аги­тац. са­мо­лёт. По­стро­ен в 1 экз. в ОКБ при ЦАГИ под рук. А. Н. Ту­по­ле­ва на нар. день­ги (со­б­ра­но св. 6 млн. руб­лей) в 1934 в свя­зи с 40-ле­ти­ем лит. и об­ществ. дея­тель­но­сти М. Горь­ко­го. В то вре­мя са­мый боль­шой са­мо­лёт в ми­ре. Про­то­ти­пом яв­лял­ся пас­са­жир­ский ва­ри­ант тя­жё­ло­го бом­бар­ди­ров­щи­ка ТБ-4 (АНТ-16). В раз­ра­бот­ке при­ни­ма­ли уча­стие В. М. Пет­ля­ков, А. А. Ар­хан­гель­ский и др.; ве­ду­щий ин­же­нер – Б. А. Са­ук­ке. Са­мо­лёт был соз­дан в очень ко­рот­кие сро­ки: на­ча­ло по­строй­ки 4.7.1933, при­ня­тие спец. ко­мис­си­ей 24.4.1934, а пер­вый по­лёт про­дол­жи­тель­но­стью 35 мин со­вер­шил М. М. Гро­мов 17.6.1934. Вто­рой по­лёт «М. Г.» со­вер­шил 19.6.1934 над Крас­ной пло­ща­дью в Мо­ск­ве во вре­мя встре­чи спа­сён­ных чле­нов экс­пе­ди­ции ле­до­коль­но­го па­ро­хо­да «Че­лю­скин». Гро­мов и И. В. Ми­хе­ев на этом са­мо­лё­те в 1934 ус­та­но­ви­ли 2 не­офиц. ми­ро­вых ре­кор­да, под­няв груз мас­сой 10 т и 15 т на выс. 5 тыс. м. «М. Г.» 18.8.1934 пе­ре­дан в аги­тац. эс­кад­ри­лью им. М. Горь­ко­го в ка­че­ст­ве флаг­ман­ско­го са­мо­лё­та.

«М. Г.» – цель­но­ме­тал­лич. мо­но­план с 8 дви­га­те­ля­ми мощ­но­стью по 662 кВт (ок. 900 л. с.), 2 из них – в тан­дем­ном рас­по­ло­же­нии над фю­зе­ля­жем, шас­си не­уби­рае­мое. Дли­на 32,5 м, раз­мах кры­ла 63 м, пло­щадь кры­ла 486 м2, взлёт­ная мас­са 42 т, на­груз­ка 13,5 т, даль­ность по­лё­та 2 тыс. км, по­то­лок 4,5 тыс. м, ско­рость 220 км/ч. Об­щая пло­щадь пас­са­жир­ско­го са­ло­на и слу­жеб­ных по­ме­ще­ний св. 100 м2; 8 чел. эки­па­жа и 72 пас­са­жи­ра.

На АНТ-20 впер­вые для тя­жё­ло­го са­мо­лё­та в сис­те­ме управ­ле­ния бы­ли при­ме­не­ны жё­ст­кая труб­ча­тая про­вод­ка, пе­ре­став­ной ста­би­ли­за­тор с элек­тро­ди­станц. управ­ле­ни­ем; на­ря­ду с по­сто­ян­ным то­ком – трёх­фаз­ная сис­те­ма пе­ре­мен­но­го то­ка на­пря­же­ни­ем 127 В, час­то­той 50 Гц. Для по­сад­ки в са­мо­лёт впер­вые в авиац. прак­ти­ке ис­поль­зо­ван трап, ко­то­рый в уб­ран­ном по­ло­же­нии ста­но­вил­ся ча­стью по­ла, впер­вые в отеч. прак­ти­ке в со­став пи­ло­таж­но-на­ви­гац. обо­ру­до­ва­ния был вклю­чён ав­то­пи­лот.

Для про­ве­де­ния аги­тац. ме­ро­прия­тий «М. Г.» был обо­ру­до­ван ра­дио­ус­та­нов­кой «Го­лос с не­ба», ра­дио­стан­ция­ми, ти­по­гра­фи­ей, фо­то­ла­бо­ра­то­ри­ей, ки­но­ус­та­нов­кой, биб­лио­те­кой, АТС на 16 но­ме­ров для пе­ре­го­воров в са­мо­лё­те и др. По­тер­пел ка­та­ст­ро­фу 18.5.1935, столк­нув­шись с со­про­во­ж­дав­шим его са­мо­лё­том И-5, лёт­чик ко­то­ро­го Н. П. Бла­гин пы­тал­ся вы­пол­нить пет­лю во­круг кры­ла «М. Г.». По­гиб­ли 46 чел.

Лит.: Шав­ров В. Б. Ис­то­рия кон­ст­рук­ций са­мо­ле­тов СССР до 1938 г. 5-е изд. М., 2002; Са­ук­ке М. «Мак­сим Горь­кий»: ис­то­рия са­мо­ле­та-ги­ган­та. М., 2005.

Вернуться к началу