ЛАТЫ́ШСКИЕ СТРЕЛКИ́
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАТЫ́ШСКИЕ СТРЕЛКИ́, военнослужащие латыш. вооруж. формирований, созданных для защиты Курляндской и Лифляндской губерний Рос. империи от вторжения герм. войск в ходе 1-й мировой войны. В мае 1915 по инициативе студентов Рижского политехнич. ун-та, поддержанной депутатами Гос. думы Я. Голдманисом и Я. Залитисом, было опубликовано обращение к соотечественникам «Собирайтесь под латышскими флагами!», в котором содержался призыв создавать латыш. нац. части. Одновременно депутаты обратились с прошением к Верховному главнокоманд. рос. имп. армией вел. кн. Николаю Николаевичу. Формирование частей Л. с. началось согласно приказу Ставки Верховного главнокомандующего летом 1915. Первоначально они комплектовались добровольцами, с 1916 – по мобилизации. Первые 2 стрелк. батальона сформированы 19 июля (1 авг.) 1915 для разведывательных и партизанских действий в тылу герм. войск. К кон. 1916 было развёрнуто 8 полков Л. с., объединённых в 2 бригады (ок. 40 тыс. чел.) и 1 запасной полк (10–15 тыс. чел.). Латыш. полки имели знамёна с нац. символикой и надписями на латыш. языке, был учреждён знак Л. с. В дек. 1916 бригады сведены в Латыш. стрелк. дивизию, которая занимала оборону на рижском направлении Сев.-Западного, а затем Северного фронта в составе 12-й армии и отличилась в боях исключит. стойкостью. После Февр. революции 1917 в частях Л. с. стали возникать легальные группы и ячейки Социал-демократии Латыш. края (СДЛК). 26.3(8.4).1917 в Риге создан Врем. к-т большевистской организации СДЛК и латыш. стрелк. полков. 27–29.3 (9–11.4).1917 на 1-м съезде делегатов солдатских комитетов избран исполнит. к-т Объединённого совета латыш. стрелк. полков (Исколастрел), а 2-й съезд делегатов Л. с. 12–17(25–30) мая принял платформу большевиков, выразив недоверие Врем. правительству и потребовав перехода всей власти к Советам; избрал большевистский Исколастрел.
Во время Окт. революции 1917 Л. с. по указанию ЦК РСДРП(б) и приказу ревкома 12-й армии заняли осн. стратегич. пункты в Латвии и Эстонии и не допустили продвижения войск, верных Врем. правительству, к Петрограду. Вместе с матросами Балт. флота и красногвардейцами они охраняли сов. правительство в Смольном и обеспечивали безопасность его переезда в Москву, а 9-й Латыш. стрелк. полк стал основой комендантской службы Московского Кремля. Части Л. с. приняли активное участие в подавлении Каледина выступления 1917–18 и Довбор-Мусницкого выступления 1918. С захватом Латвии герм. войсками в февр. 1918 и заключением Брестского мира 1918 оставшиеся в Латвии стрелки отошли в Россию и 13.4.1918 были сведены в Латыш. сов. стрелк. дивизию (с 12.1.1919 – 1-я стрелк. дивизия Армии Сов. Латвии; с 26 июня по 8 июля и с 8 авг. – Латыш. стрелк. дивизия, с 8 июля по 8 авг. – 53-я стрелк. дивизия) – одно из первых регулярных соединений РККА в составе 9 стрелк. и 1 кав. полка, дивизионов лёгкой и тяжёлой артиллерии и авиац. броневого отряда (нач. И. И. Вацетис; ок. 18 тыс. чел.). К осени 1918 дивизия насчитывала ок. 24 тыс. чел. и являлась самым крупным нац. вооруж. формированием РСФСР. Помимо этого, в Архангельске, Пензе, Саратове, Витебске и др. городах из находившихся в эвакуации латыш. рабочих были сформированы отд. латыш. стрелк. части [полки, батальоны; всего ок. 20 (по др. данным, ок. 12) тыс. чел.], действовавшие самостоятельно. Действия частей Л. с. имели решающее значение в подавлении левых эсеров восстания 1918 в Москве, вооруж. выступлений в Ярославле, Рыбинске, Муроме, Саратове, Калуге, Вологде, Новгороде и др. городах.
В ходе Гражд. войны 1917–22 Л. с. использовались командованием РККА на тех участках, где для сов. войск создавалось критич. положение. За оборону Казани в авг. 1918 5-й Земгальский латыш. стрелк. полк первым из частей РККА награждён Поч. революц. Красным знаменем ВЦИК. В июле – окт. 1918 отд. полки дивизии Л. с. входили в состав Вост., Сев. и Юж. фронтов. В окт. 1918 все полки были объединены в Зап. р-не обороны и до янв. 1919 находились в непосредств. подчинении Главкома Республики. В нач. 1919 латыш. части были развёрнуты в Армию Сов. Латвии (в составе 2 стрелк. дивизий), которая вела боевые действия против герм. войск и частей белых армий на территории Латвии, но, понеся большие потери, после отступления из Латвии Л. с. летом 1919 были вновь сведены в Латыш. стрелк. дивизию. Кроме того, с мая 1919 отд. части Л. с. сражались в составе советских 6, 13, 14, 15 и 16-й армий. Латыш. стрелк. дивизия сыграла важную роль в разгроме частей Добровольческой армии под Орлом и Кромами во время Московского похода Деникина 1919. За боевые заслуги в дек. 1919 дивизия награждена Красным знаменем Петрогр. совета. В февр. – марте 1920 Л. с. сражались против отрядов Н. И. Махно, затем участвовали в разгроме «Русской армии» в Сев. Таврии и Крыму. Батальоны Л. с. входили в состав иностр. полков и бригад, воевавших в рядах сов. 24-й Железной, 25-й им. В. И. Чапаева и 58-й стрелковых дивизий и др. В соответствии с Рижским мирным договором 1920 28 нояб. Латыш. стрелк. дивизия расформирована. Её личный состав частично вошёл в состав 52-й стрелк. дивизии, пополнил войска ВОХР и ВЧК, остальные были демобилизованы, часть из них вернулась в Латвию. За годы Гражд. войны 1917–1922 ок. 140 Л. с. награждены орденом Красного Знамени, из их рядов вышли известные сов. военачальники: И. И. Вацетис, Р. П. Эйдеман и др.
В составе войск адм. А. В. Колчака также были сформированы части Л. с. – отд. Латыш. батальон (т. н. Троицкий, по месту формирования в г. Троицк) и Латыш. стрелк. Имантский полк (всего 1–2 тыс. чел.), которые в боевых действиях практически не участвовали (в осн. несли караульную службу), а после разгрома Колчака армий осенью 1920 эвакуированы через Владивосток в Латвию.