КОНВО́И СОЮ́ЗНЫЕ В СССР 1941–45
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНВО́И СОЮ́ЗНЫЕ В СССР 1941–45, спец. формирования транспортных судов и кораблей охранения, создававшиеся союзниками СССР по антигитлеровской коалиции с целью обеспечить безопасность их перехода при доставке морем вооружения, воен. техники и др. грузов в сов. сев. порты и перевозок обратно сырьевых материалов в соответствии с обязательствами, принятыми 29.9–1.10.1941 в Москве (см. Московские совещания 1941–43).
Организация К. с. в СССР и ответственность за безопасность переходов в сов. порты и обратно возлагались на брит. адмиралтейство. Пунктами формирования являлись порты Лох-Ю и Скапа-Флоу в Великобритании; Рейкьявик и зал. Хваль-фьорд в Исландии. Пунктами прибытия конвоев и отправки их обратно были Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск. Первый конвой прибыл в Архангельск 31.8.1941. Все прибывавшие в сов. порты конвои до сент. 1942 имели литерное обозначение «PQ», выходившие – до дек. 1942 обозначались «QP». В дальнейшем было введено новое литерное обозначение – соответственно «JW» и «RA» и порядковый номер, начиная с условного номера 51. В состав конвоев включались брит., амер. и др. союзные транспорты (с сент. 1941 по март 1943 – и сов. транспорты). С 1942 свыше половины судов в составе конвоев были американскими. Первоначально конвои формировались из 6–10 транспортов, с марта 1942 – из 16–25, а PQ-16, PQ-17 и PQ-18 имели соответственно 34, 36 и 40 единиц. С середины дек. 1942 большие конвои разделялись на 2 группы, каждая из 14–16 транспортов. С февр. 1944 стали посылаться конвои из 30–49, а в 1945 – из 24–28 судов. Переход конвоев занимал 10–14 сут и осуществлялся по маршруту Великобритания (или Исландия) – о. Ян-Майен – о. Медвежий – сов. порты. В зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях маршрут избирался севернее островов Ян-Майен и Медвежий (возможно дальше от баз и аэродромов противника) или южнее (в зимнее время).
В 1941 герм. командование, рассчитывая на «молниеносную войну» против СССР, не предпринимало активных боевых действий против конвоев. Но уже в 1942 оно привлекло значит. силы авиации, ПЛ (в отд. периоды действовало 10–15 ПЛ) и сосредоточило в норв. базах большинство надводных кораблей своего флота; увеличило постановку мин на путях перехода конвоев; подвергло интенсивным ударам с воздуха Мурманск и Архангельск. В результате совместных действий герм. разнородных сил авиации и флота в июле 1942 был разгромлен конвой PQ-17 (потоплено 23 судна из 34), что вынудило союзников приостановить отправку конвоев. После проводки в сентябре конвоя PQ-18 в связи с подготовкой союзников к проведению операции «Торч» (см. Северо-Африканская десантная операция 1942) вновь образовалась 2-месячная пауза. В марте – окт. 1943, с наступлением полярного дня, конвои также не отправлялись. После потопления брит. кораблями в дек. 1943 линкора «Шарнхорст» герм. командование отказалось от привлечения крупных надводных кораблей для борьбы с конвоями, активность герм. флота в Сев. Атлантике резко снизилась. Тем не менее США и Великобритания прекратили отправку конвоев в весенне-летний период 1944, что было связано с подготовкой и началом «Оверлорд» операции.
Непосредств. охранение К. с. в СССР осуществляли эскадренные и эскортные миноносцы, корветы, фрегаты и др. С 1942 в состав охранения включали эскортные авианосцы (см. Авианесущий корабль). Для защиты конвоя от возможного нападения надводных кораблей противника выделяли отряд прикрытия, который иногда делился на 2 группы: крейсерский отряд (ближнее прикрытие) и отряд дальнего (оперативного) прикрытия из линейных кораблей, крейсеров и авианосцев. Отряд оперативного прикрытия двигался параллельно курсу движения конвоя (ближе к норв. побережью) или развёртывался на подходах к базам противника, преграждая выход его крупным кораблям. Разграничительная линия между зонами действий брит. флота и сов. Сев. флота (СФ) проходила по меридиану 18° (позднее 20°) в. д. С марта 1942 силы СФ, с выходом союзного конвоя из пунктов формирования, вели все виды разведки, включая ледовую; наносили удары по герм. аэродромам; осуществляли оперативное прикрытие конвоя, выдвигая 2–4 ПЛ в районы, расположенные вблизи герм. воен.-мор. баз. С заходом конвоя в операц. зону СФ активизировался поиск герм. ПЛ, осуществлялось его возд. прикрытие, охранение усиливалось кораблями из состава СФ. Перед приходом конвоев в горле Белого м. и на подходах к портам разгрузки дополнительно осуществлялись траление фарватеров и поиск ПЛ. Кроме сов. кораблей к решению этих задач привлекались брит. тральщики и сторожевые корабли, которые с сент. 1941 находились в базах СФ. Взаимодействие сов. и брит. флотов по обеспечению К. с. в СССР осуществлялось через Гл. мор. штаб ВМФ СССР, а также штаб СФ и брит. воен.-мор. миссии в Полярном и Архангельске, имевшие свои радиостанции, через которые поддерживалась связь с брит. адмиралтейством, базой в Исландии, кораблями и транспортами в море.
Всего в 1941–45 в сов. порты прибыли 40 конвоев и ушли из них 36. Из 813 транспортов, следовавших в составе конвоев, противник потопил на переходе 59 (2 советских); 33 транспорта по разл. причинам возвратились в свои базы. В сов. сев. порты было доставлено 4 млн. т грузов (ок. 24% из общего количества поставок союзников). В обратном направлении вышли 713 транспортов, из которых погибли 24 (5 сов.); возвратились в порты отправления 8. При эскортировании конвоев союзники потеряли 21 корабль, из них 6 кораблей СФ; герм. ВМФ – 17 ПЛ, 2 линкора и 3 эсминца.