КОМПЛЕКТОВА́НИЕ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОМПЛЕКТОВА́НИЕ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ, обеспечение в соответствии с законодательством государства потребностей вооруж. сил в личном составе, а в более широком понимании также в вооружении, воен. технике (ВВТ) и др. материальных средствах. К. в. с. личным составом может осуществляться: на основе воинской обязанности (повинности) граждан – по призыву (мобилизации); на добровольных началах – по найму, контракту или идейной мотивации; путём сочетания указанных способов. Задача К. в. с. в мирное время – поддержание по установленным штатам численности армии и флота, накопление военно-обученного запаса, пополнение соединений, частей и подразделений ВВТ и др. материальными средствами до установленных норм; при переводе вооруж. сил на воен. положение – обеспечение своевременного и полного мобилизац. развёртывания; в условиях войны – восполнение потерь действующих армии и флота, а также обеспечение личным составом и материальными ресурсами новых формирований.
В конкретных историч. условиях применялись разл. способы К. в. с. В рабовладельч. государствах Древнего Востока (Египет, Ассирия, Персия и др.) войска комплектовались на основе сословной воинской повинности из рабовладельцев, воен. поселенцев, земледельцев. В период Средневековья в основу К. в. с. вначале были положены служебно-поземельные отношения. Гл. воен. силой являлось феод. ополчение, включавшее рыцарскую конницу и пехоту из крестьян и ремесленников. С образованием абсолютистских государств (15–16 вв.) в странах Зап. Европы осн. способом комплектования войск становится вербовка, возникают постоянные наёмные армии. Крупные мор. державы (Англия, Испания и др.) создавали также постоянные наёмные воен.-мор. флоты. В кон. 18 – нач. 19 вв. в ряде государств начался переход к К. в. с. на основе всеобщей воинской повинности (Франция, Пруссия, Австро-Венгрия, Италия и др.). Дальнейшее развитие К. в. с. на основе обязательной воен. службы в большинстве государств шло по пути сокращения сроков действит. воен. службы до 2–4 лет с последующим зачислением рядового состава в запас, а также сочетания добровольного поступления и призыва на воен. службу. На рубеже 20 и 21 вв. в зарубежных государствах наметилась устойчивая тенденция к переходу К. в. с. полностью на добровольной основе (США, Великобритания, Канада и др.). В воен. время в большинстве государств предусматривается призыв в вооруж. силы всех годных к несению воен. службы мужчин и частично женщин. В соответствии с законодательством ряда государств в определённых случаях гражданам предоставляется право на замену воен. службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В России с сер. 16 в. армия комплектовалась путём добровольного поступления граждан на воен. службу. Пётр I явился создателем регулярной кадровой армии и флота России на основе воинской повинности всех классов и сословий. Дворяне, получившие офицерский чин, служили пожизненно, а остальной состав комплектовался за счёт рекрутской повинности. В результате воен. реформ 1860–70-х гг. был осуществлён переход от рекрутской системы к всесословной (всеобщей) воинской повинности. После Окт. революции 1917 К. в. с. Сов. Республики первоначально осуществлялось на добровольной основе. В мае 1918 на территории Сов. России была введена воинская обязанность граждан, порядок выполнения которой уточнялся в 1922, 1923, 1925, 1939 и 1967.
Комплектование Вооруж. Сил РФ регламентируется законодательством РФ. В мирное время К. в. с. военнослужащими осуществляется путём призыва и добровольного (по контракту) поступления граждан РФ (иностр. граждан) на воен. службу, гражд. персоналом – путём добровольного поступления на работу; в период мобилизации и воен. время – путём призыва граждан РФ для прохождения воен. службы на воинских должностях или направления их для работы на должностях гражд. персонала, предусмотренных штатами воен. времени.
Обеспеченность Вооруж. Сил РФ ВВТ и др. материальными средствами обусловливается воен.-технич. политикой государства, реализуемой на основе гос. программы вооружения и гос. оборонного заказа, а также его экономич. состоянием и уровнем развития науч.-технич., технологич. и производств. базы ОПК.