Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНОСТРА́ННЫЕ ВОЕ́ННЫЕ ФОРМИРОВА́НИЯ В СССР

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 401

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИНОСТРА́ННЫЕ ВОЕ́ННЫЕ ФОРМИ­РО­ВА́НИЯ В СССР, иностр. час­ти, со­еди­не­ния и объ­е­ди­не­ния, сфор­ми­ро­ван­ные в Ве­ли­кую Оте­че­ст­вен­ную вой­ну 1941–45 на тер­ри­то­рии и с по­мо­щью СССР. Фор­ми­ро­ва­ние и под­го­тов­ка их про­хо­ди­ли в по­ряд­ке ин­тер­на­цио­наль­ной по­мо­щи го­су­дар­ст­вам, бо­ров­шим­ся про­тив Гер­ма­нии и её со­юз­ни­ков, на ос­но­ве меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных со­гла­ше­ний, за­клю­чён­ных в хо­де вой­ны. С авг. 1941 в го­ро­дах Бу­зу­лук, Тоцк (Чка­лов­ской, ны­не Орен­бург­ской обл.) и пос. Та­ти­ще­во (Са­ратов­ской обл.) на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние т. н. ар­мии ген. В. Ан­дер­са, ко­то­рая в де­каб­ре в со­от­вет­ст­вии с по­ста­нов­ле­ни­ем ГКО СССР «О поль­ской ар­мии на тер­ри­то­рии СССР» бы­ла пе­ре­дис­ло­ци­ро­ва­на в Ср. Азию (штаб в пос. Ян­ги­юль Узб. ССР, ны­не Уз­бе­ки­стан). Од­на­ко, при­зна­вая эмиг­рант­ское пра­ви­тель­ст­во Поль­ши в Лон­до­не В. Си­кор­ско­го и вы­пол­няя его ре­ше­ния, ко­ман­до­ва­ние ар­мии Ан­дер­са от­ка­за­лось уча­ст­во­вать в бо­ях на сов.-герм. фрон­те и осе­нью 1942 ар­мия бы­ла вы­ве­де­на в Иран (в 1943–1945 как 2-й Поль­ский кор­пус уча­ст­во­ва­ла в со­ста­ве амер.-брит. войск в бо­ях в Сев. Аф­ри­ке и Ита­лии). По ре­ше­нию ГКО СССР в 1943 об­ра­зо­ван спец. ап­па­рат упол­но­мо­чен­но­го Став­ки Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­до­ва­ния по И. в. ф. для ока­за­ния по­мо­щи в их соз­да­нии и под­го­тов­ке. В мае 1943 на тер­ри­то­рии СССР ста­ла фор­ми­ро­вать­ся 1-я польск. пех. ди­ви­зия им. Т. Кос­тюш­ко под ко­манд. полк. З. Бер­лин­га, на ба­зе ко­торой ле­том 1944 бы­ла раз­вёр­ну­та 1-я Ар­мия Вой­ска Поль­ско­го, за­тем бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны 2-я Ар­мия Вой­ска Поль­ско­го, польск. тан­ко­вый и авиац. кор­пу­са. Все они вое­ва­ли с герм. вой­ска­ми в Бе­ло­рус­сии, Поль­ше и Гер­ма­нии, уча­ство­ва­ли в Бер­лин­ской опе­ра­ции 1945. На ос­но­ве со­гла­ше­ния о во­ен. со­труд­ни­че­ст­ве (под­пи­са­но в ию­ле 1941) с на­хо­див­шим­ся в Лон­до­не эмиг­рант­ским пра­ви­тель­ст­вом Че­хо­сло­ва­кии Э. Бе­не­ша из чеш. эмиг­ран­тов в 1-й пол. 1942 в Бу­зу­лу­ке был сфор­ми­ро­ван 1-й отд. че­хосл. пех. ба­таль­он под ко­манд. под­пол­ков­ни­ка Л. Сво­бо­ды, осе­нью 1943 раз­вёр­ну­тый в 1-ю отд. че­хосл. пех. бри­га­ду, в апр. 1944 – в 1-й Че­хосл. ар­мей­ский кор­пус. В кон. 1942 в г. Ива­но­во из франц. доб­ро­воль­цев бы­ла сфор­ми­ро­ва­на авиац. эс­кад­ри­лья «Нор­ман­дия» (с ию­ля 1943 – 1-й ис­тре­бит. авиац. полк «Нор­ман­дия», с но­яб. 1944 – 1-й ис­тре­бит. авиац. полк «Нор­ман­дия–Не­ман»). С по­мо­щью СССР бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны, обу­че­ны и воо­ру­же­ны 2 рум. пех. ди­ви­зии (из во­ен­но­плен­ных ру­мын-доб­ро­воль­цев), югосл. пех. и 2 тан­ко­вые бри­га­ды, а так­же др. час­ти и со­еди­не­ния. Сов. гос-во осу­ще­ст­в­ля­ло так­же ма­те­ри­аль­но-тех­нич. обес­пе­че­ние под­раз­де­ле­ний норв. войск.

Все­го в Вел. Отеч. вой­ну с по­мо­щью СССР сфор­ми­ро­ва­ны и ос­на­ще­ны во­ен. тех­ни­кой 2 об­ще­вой­ско­вые ар­мии; 3 ар­мей­ских, тан­ко­вый и авиац. кор­пу­са; 30 пех., арт., зе­нит­но-арт., авиац. и учеб­ных ди­ви­зий; 31 бри­га­да; 182 пол­ка и др. Об­щая чис­лен­ность И. в. ф. к кон­цу вой­ны со­ста­ви­ла св. 550 тыс. чел., на их воо­ру­же­ние бы­ло пе­ре­да­но ок. 960 тыс. ав­то­ма­тов, вин­то­вок и ка­ра­би­нов, св. 40,6 тыс. пу­ле­мё­тов, св. 16,5 тыс. ору­дий и ми­но­мё­тов, св. 1,1 тыс. тан­ков и САУ, св. 2,3 тыс. са­мо­лё­тов и мн. др. во­ен. тех­ни­ки. Обу­че­ние И. в. ф. ве­ли сов. во­ен. ин­ст­рук­то­ры, в их ря­ды за­чис­ля­лись сов. во­ен. спе­циа­ли­сты (св. 20,8 тыс. чел.). На­хо­дясь в опе­ра­тив­ном под­чи­не­нии сов. ко­ман­до­ва­ния, И. в. ф. не вхо­ди­ли в со­став РККА, воз­глав­ля­ли их собств. ко­ман­ди­ры, в во­про­сах внутр. жиз­ни они со­хра­ня­ли пол­ную са­мо­стоя­тель­ность, со­блю­да­ли нац. тра­ди­ции сво­их войск: име­ли свои бое­вые зна­мё­на, фор­му оде­ж­ды, зна­ки раз­ли­чия, бое­во­го от­ли­чия и др. Уча­ст­вуя в ря­де опе­ра­ций РККА (гл. обр. в 1944–45) и про­явив в них му­же­ст­во и во­ин­ское мас­тер­ст­во, 42 со­еди­не­ния и час­ти иностр. войск бы­ли на­гра­ж­де­ны сов. ор­де­на­ми (поль­ские – 29, че­хо­сло­вац­кие – 11, ру­мын­ские – 1, фран­цуз­ские – 1) и удо­стое­ны по­чёт­ных на­име­но­ва­ний.

Лит.: Пар­са­да­но­ва В. С. Со­вет­ско-поль­ские от­но­ше­ния в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, 1941–1945. М., 1982; она же. Ар­мия Ан­дер­са на тер­ри­то­рии СССР (1941–1942) // Но­вая и но­вей­шая ис­то­рия. 1988. № 5; Ос­во­бо­ди­тель­ная мис­сия Со­вет­ских Воо­ру­жен­ных Сил в Ев­ропе во вто­рой ми­ро­вой вой­не: До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. М., 1985; Шин­ка­рев И. И. По дол­гу ин­тер­на­цио­на­лиз­ма // 40 лет Ве­ли­кой По­бе­ды. М., 1987.

Вернуться к началу