Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОРО́ГА ЖИ́ЗНИ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 285

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Дорога жизни.

ДОРО́ГА ЖИ́ЗНИ, един­ст­вен­ная во­ен­но-стра­те­гич. транс­порт­ная ма­ги­ст­раль, про­хо­див­шая в го­ды Вел. Отеч. вой­ны че­рез Ла­дож­ское оз. (в пе­ри­од на­ви­га­ции – по во­де, зи­мой – по льду) и свя­зы­вав­шая в сент. 1941 – мар­те 1943 оса­ж­дён­ный герм. вой­ска­ми Ле­нин­град (ны­не С.-Пе­тер­бург) с ты­лом. Вве­де­на в дей­ст­вие на ос­но­ва­нии по­ста­нов­ле­ния ГКО СССР «О транс­пор­ти­ров­ке гру­зов для Ле­нин­гра­да» от 30.8.1941 и по­ста­нов­ле­ния во­ен. со­ве­та Ле­нингр. фрон­та от 1.9.1941. Д. ж. сыг­ра­ла боль­шую роль в Ле­нин­град­ской бит­ве 1941–44: по ней осу­ще­ст­в­ля­лась эва­куа­ция на­се­ле­ния, обо­ру­до­ва­ния фаб­рик и за­во­дов, под­во­зи­лись про­до­воль­ст­вие, то­п­ли­во, под­кре­п­ле­ние, воо­ру­же­ние. В на­ви­гац. пе­рио­ды (сент. – но­яб. 1941, май 1942 – янв. 1943, апр. – но­яб. 1943) пе­ре­воз­ки про­из­во­ди­лись на ко­раб­лях Ла­дож­ской во­ен­ной фло­ти­лии и су­дах Сев.-Зап. реч­но­го па­ро­ход­ст­ва из пор­тов Но­вая Ла­до­га (боль­шая трас­са, 135 км) и Ко­бо­на (ма­лая трас­са, 35 км) до пор­та Оси­но­вец; в пе­ри­од ле­до­ста­ва (но­яб. 1941 – апр. 1942, но­яб. 1942 – март 1943) – по ле­до­вой до­ро­ге на ав­то­транс­пор­те из Ко­бо­ны до Ко­ко­ре­ва и Ва­га­но­ва (ок. 30 км). По ре­ше­нию ГКО СССР от 25.4.1942 че­рез Ла­дож­ское оз. за 43 дня (с 5 мая по 16 ию­ня) был про­ло­жен тру­бо­про­вод дли­ной 35 км (в т. ч. ок. 27 км под во­дой) для по­да­чи неф­те­про­дук­тов, ко­то­рый всту­пил в строй 19 ию­ня (за 20 мес его ра­бо­ты в Ле­нин­град бы­ло по­да­но св. 40 тыс. т го­рю­че­го). Д. ж. под­вер­га­лась сис­те­ма­тич. уда­рам герм. ВВС и об­стре­лам из тя­жё­лых ору­дий, бы­ло пред­при­ня­то неск. по­пы­ток пе­ре­ре­зать её, вы­са­див де­сант, или за­ми­ни­ро­вать. Од­на­ко сред­ст­ва ПВО Ле­нингр. фрон­та, Войск ПВО стра­ны, Балт. фло­та и Ла­дож­ской во­ен. фло­ти­лии на­дёж­но за­щи­ти­ли и обес­пе­чи­ли её бес­пе­ре­бой­ное дей­ст­вие, что сыг­ра­ло ис­клю­чи­тель­но важ­ную роль в обо­ро­не Ле­нин­гра­да. За весь пе­ри­од дей­ст­вия Д. ж. пе­ре­ве­зе­но в Ле­нин­град 1615 тыс. т гру­зов и ок. 300 тыс. чел. для по­пол­не­ния войск, эва­куи­ро­ва­но ок. 1376 тыс. чел.

Соз­да­ние и не­пре­рыв­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние Д. ж. ста­ли воз­мож­ны бла­го­да­ря со­гла­со­ван­ным и чёт­ким со­вме­ст­ным дей­ст­ви­ям во­ен. и по­ли­тич. ру­ко­во­дства и под­чи­нён­ных ему гражд. ор­га­ни­за­ций, мас­со­во­му ге­ро­из­му её за­щит­ни­ков. На Д. ж. на бе­ре­гу Ла­дож­ско­го оз. и вдоль шос­се на С.-Пе­тер­бург ус­та­нов­ле­ны па­мят­ни­ки, от­крыт му­зей «До­ро­га жиз­ни».

Лит.: Ха­ри­то­нов А. Д. Ле­ген­дар­ная ле­до­вая трас­са. М., 1965; Зу­ба­ков В. Е. Ле­нин­град – го­род-ге­рой. 2-е изд. М., 1981; Пав­лов Д. В. Ле­нин­град в бло­ка­де. 6-е изд. Л., 1985.

Вернуться к началу