Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕПЕРСОНАЛИЗА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 547

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Остроглазов

ДЕПЕРСОНАЛИЗА́ЦИЯ (от де… и лат. persona – ли­цо, лич­ность) (син­дром Али­сы в стра­не чу­дес), рас­строй­ство са­мо­соз­на­ния, при ко­то­ром собств. «я» ощу­ща­ет­ся из­ме­нён­ным – чу­жим, не­ре­аль­ным.

Д. – од­но из центр. по­ня­тий пси­хо­пато­ло­гии. Опи­са­на впер­вые в 1838 Ж. Э. Д. Эс­ки­ро­лем; в 1873 – венг. вра­чом М. Крис­ха­бе­ром при «це­реб­ро-кар­ди­аль­ной нев­ро­па­тии». Тер­мин «Д.» пред­ло­жен в 1898 франц. фи­ло­со­фом и пси­хо­ло­гом Л. Дю­га. Осоз­на­ние собств. «я» пред­став­ля­ет со­бой пер­вич­ный фун­да­мен­таль­ный факт и со­хра­ня­ет­ся до тех пор, по­ка че­ло­век на­хо­дит­ся в яс­ном со­зна­нии. Лю­бое про­яв­ле­ние пси­хич. жиз­ни (вос­при­ятие, пред­став­ле­ние, мысль, чув­ст­во и др.) у ка­ж­до­го че­ло­ве­ка не­сёт в се­бе ас­пект при­над­леж­но­сти к собств. «я» (т. н. пер­со­на­ли­за­ция, по К. Яс­пер­су). В нор­ме соз­на­ние «я» и соз­на­ние собств. лич­но­сти (са­мо­соз­на­ние) все­гда вы­сту­па­ют как струк­тур­ное един­ст­во, хо­тя че­ло­век мо­жет осоз­на­вать из­ме­не­ние сво­ей лич­но­сти на про­тя­же­нии жиз­ни (напр., в пе­ри­од по­ло­во­го со­зре­ва­ния), что не яв­ля­ет­ся Д. Рас­пад это­го един­ст­ва на­блю­да­ет­ся в бо­лез­нен­ном со­стоя­нии, напр. при т. н. ау­то­пер­со­нам­не­зии, ко­гда па­ци­ент «за­бы­ва­ет» собств. лич­ность, но со­хра­ня­ет соз­на­ние сво­его «я».

В пси­хи­ат­рии тер­ми­ном «Д.» обо­зна­ча­ют пе­ре­жи­ва­ние из­ме­нён­но­сти соз­на­ния «я» (чув­ст­ва собств. ак­тив­но­сти, един­ст­ва, про­сто­ты и иден­тич­но­сти «я», про­ти­во­пос­тав­лен­но­сти ок­ру­жаю­ще­му ми­ру), что про­яв­ля­ет­ся тя­го­ст­ным чув­ст­вом от­чу­ж­дён­но­сти, не­ре­аль­но­сти «я», ут­ра­ты его цель­но­сти, ак­тив­но­сти. «Я» как бы пре­вра­ща­ет­ся в сто­рон­не­го на­блю­да­те­ля собств. мыс­лей и чувств, ав­то­мат или ро­бот. Это со­про­во­ж­да­ет­ся по­вы­шен­ной реф­лек­си­ей, уг­луб­лён­ным са­мо­ана­ли­зом, объ­яс­не­ни­ем не­обыч­ных пе­ре­жи­ва­ний дей­ст­ви­ем сверхъ­ес­теств. фак­то­ров (фор­ми­ро­ва­ние бре­до­вых идей пор­чи, сгла­за, одер­жи­мо­сти) ли­бо след­ст­ви­ем пси­хич. за­бо­ле­ва­ния со стра­хом сой­ти с ума. Па­ци­ен­ты жа­лу­ют­ся на эмо­цио­наль­ное опус­то­ше­ние, ут­ра­ту ин­те­ре­са ко все­му и в то же вре­мя стра­да­ют от собств. бес­чув­ст­вия (т. н. чув­ст­во бес­чув­ст­вия). Сло­ва и дей­ст­вия, как свои, так и ок­ру­жаю­щих лю­дей, ка­жут­ся им стран­ны­ми, ли­шён­ны­ми смыс­ла, буд­то в те­ат­ре ма­рио­не­ток (см. так­же Алек­си­ти­мия). При этом, од­на­ко, со­хра­ня­ют­ся от­но­сит. кри­ти­ка к сво­им пе­ре­жи­ва­ни­ям, оцен­ка их как «ка­жу­щих­ся» (па­ци­ен­ты опи­сы­ва­ют их с по­мо­щью обо­ро­тов «как буд­то», «как ес­ли бы»).

При уг­луб­ле­нии пси­хич. рас­строй­ства Д. вклю­ча­ет­ся в бре­до­вые син­дро­мы с идея­ми одер­жи­мо­сти, двой­ни­ка, влия­ния. При рас­строй­стве иден­тич­но­сти «я» во вре­ме­ни па­ци­ен­ты ут­вер­жда­ют, что пре­ж­де они бы­ли ины­ми, а те­перь пе­ре­во­пло­ти­лись и ста­ли бо­же­ст­вен­ны­ми или ис­то­рич. лич­но­стя­ми (Буд­да Шакья­му­ни, На­по­ле­он Бо­на­парт и др.). При рез­ко вы­ра­жен­ной Д. боль­ные мо­гут от­ри­цать су­ще­ст­во­ва­ние са­мо­го се­бя, сво­его те­ла. Не­ред­ко Д. со­че­та­ет­ся с де­реа­ли­за­ци­ей.

Д. на­блю­да­ет­ся при разл. пси­хич. за­бо­ле­ва­ни­ях – ши­зоф­ре­нии, эпи­леп­сии, цик­ло­ти­мии, а так­же нев­ро­зах, от­рав­ле­ни­ях пси­хо­троп­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми (напр., ди­эти­ла­ми­дом ли­зер­ги­но­вой ки­сло­ты, или LSD, га­ши­шем), ост­рых стрес­сор­ных рас­строй­ствах, со­стоя­ни­ях пе­ре­утом­ле­ния. Дли­тель­ные и вы­ра­жен­ные со­стоя­ния Д. чре­ва­ты воз­мож­но­стью суи­ци­да.

Лит.: Ме­гра­бян А. А. Де­пер­со­на­ли­за­ция. Ер., 1962; Яс­перс К. Об­щая пси­хо­па­то­ло­гия. М., 1997.

Вернуться к началу