АГНОЗИ́Я
-
Рубрика: Медицина
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АГНОЗИ́Я (греч. ἀγνωσία – незнание, неведение), нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса; признак мн. неврологич. расстройств. При А. нарушается узнавание целостного образа, но сохраняется способность различать и описывать отдельные его признаки. Разл. виды А. возникают вследствие поражения отдельных, преим. корковых, зон головного мозга в результате нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговой травмы, опухоли или дегенеративно-атрофич. процессов, напр. болезни Альцгеймера. В основе А. лежит поражение вторичных корковых проекционных зон анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.), в которых происходит синтез элементарных ощущений, формирующихся в первичных корковых зонах соответствующих анализаторов.
Выделяют зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую, обонятельную и некоторые др. виды А. При зрительной, или оптической, А. больной не может узнать и указать предназначения предъявляемых ему хорошо знакомых предметов (очки, часы, книга и др.) или их изображений, которые он может зарисовать. Эту разновидность А. называют зрительно-предметной. В наиболее выраженной форме она развивается при двустороннем поражении затылочно-теменных зон головного мозга. При зрительно-пространственной А., развивающейся при двустороннем поражении затылочно-теменных областей или повреждении субдоминантного по речи полушария мозга (правого у правшей), нарушается ориентировка в пространственных признаках изображения, рисунка или реального предмета. В этом случае больные не могут пользоваться часами, работать с географич. картой и т. п.
Может развиться односторонняя оптико-пространственная А., когда при поражении коры затылочной доли одного полушария больные не воспринимают противоположную половину рисунка или реального объекта. Нарушение узнавания лиц реальных людей, их фотографич. или худож. изображений называется А. на лица или прозопагнозией. Она развивается при поражении затылочно-височных отделов субдоминантного полушария. Нарушение узнавания букв – буквенная А., вызывающая нарушения чтения (см. Алексия) и письма (аграфия), возникает при поражении затылочных отделов доминантного (чаще левого у правшей) полушария. Симультанная (одновременная) зрительная А. характеризуется тем, что больной, хорошо узнавая детали изображения, не может их объединить в целостную картину.
Разл. формы слуховой, или акустической, А. возникают при поражении вторичных корковых зон слухового анализатора в височных долях головного мозга. При этом нарушается узнавание хорошо знакомых звуков – шума льющейся воды, шагов, лая собаки и т. д. При поражении субдоминантного полушария нарушается узнавание мелодий, расстраивается восприятие интонац. компонента речи. Нарушение восприятия смысла слов, развивающееся при поражении височной доли доминантного (левого у правшей) полушария, лежит в основе сенсорной афазии.
При тактильной А. больной не может на ощупь узнать хорошо ему известные предметы – очки, спичечный коробок, авторучку и т. д., при том, что осязание у него сохранено (см. Астереогноз). Вариантом тактильной А. является пальцевая А. – невозможность с закрытыми глазами определить, какой палец больного двигает врач. Этот вид А. развивается при поражении нижних отделов коры теменной доли. Повреждение верхней части коры теменной доли субдоминантного полушария вызывает развитие аутотопагнозии – расстройство узнавания частей собственного тела, восприятия их размеров, формы, взаимного расположения. Этот вид А. может сопровождаться нарушением восприятия болезней (анозогнозия), когда, напр., больной с левосторонним параличом вследствие мозгового инсульта не считает себя больным и не может найти парализованные конечности. Обонятельная и вкусовая А. характеризуются нарушением узнавания предметов и веществ по их вкусу и запаху.
Для возможного восстановления нарушенных гностич. функций проводятся лечение заболевания, вызвавшего А., и реабилитац. мероприятия, направленные на компенсацию узнавания путём активизации сохранившейся части соответствующих повреждённых анализаторов и включение в гностич. деятельность др. сохранных областей головного мозга. Прогноз и реабилитация зависят от степени повреждения головного мозга.