ДВИЖЕ́НИЕ
-
Рубрика: Математика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДВИЖЕ́НИЕ в геометрии, преобразование евклидова пространства, сохраняющее расстояние между любыми двумя точками. Д. называется собственным (Д. 1-го рода) или несобственным (Д. 2-го рода) в зависимости от того, сохраняет или не сохраняет Д. ориентацию пространства. Собственное Д. на плоскости может быть задано в прямоугольной системе координат $Oxy$ формулами $$x'=x \cos \varphi -y \sin \varphi+a,$$ $$y'=x \sin \varphi +y \cos \varphi+b.$$Параметры $a$ и $b$ характеризуют параллельный перенос плоскости на вектор ($a$, $b$) с компонентами $a$ и $b$, а параметр $\varphi$ – вращение плоскости вокруг начала координат. Собственное Д. может быть представлено как произведение (суперпозиция) вращения вокруг начала координат на угол $\varphi$ и параллельного переноса на вектор ($a$, $b$).
Несобственное Д. на плоскости может быть задано в прямоугольных координатах $Oxy$ формулами $$x'=x \cos \varphi -y \sin \varphi+a,$$ $$y'=x \sin \varphi +y \cos \varphi+b.$$ Несобственное Д. есть произведение собственного Д. на преобразование симметрии относительно некоторой прямой.
В пространстве (как и на плоскости) Д. аналитически задаётся линейным преобразованием с ортогональной матрицей, определитель которой равен 1 или –1 в зависимости от того, является Д. собственным или несобственным. Собственное Д. есть или вращение вокруг оси, или параллельный перенос, или может быть представлено в виде произведения вращения вокруг оси и параллельного переноса в направлении этой оси (винтовое движение). Несобственное Д. в пространстве есть либо симметрия относительно плоскости, либо может быть представлено в виде произведения симметрии относительно плоскости на вращение вокруг оси, перпендикулярной этой плоскости, либо в виде произведения симметрии относительно плоскости на перенос в направлении вектора, параллельного этой плоскости.
Д. может быть принято в качестве осн. понятия при аксиоматич. построении геометрии. В этом случае вместо аксиом конгруэнтности вводятся аксиомы Д. (фигуры называются конгруэнтными, если одна переходит в другую при помощи некоторого Д.).