Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Литературы народов России в 20–21 веках

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. К. Султанов

Литературы народов России в 20–21 веках

На территории РФ, помимо литературы на русском языке, существуют письменные профессиональные литературы на языках народов России: абазинская, аварская, адыгейская, алтайская, башкирская, бурятская, даргинская, долганская, еврейская, ингушская, кабардино-черкесская, калмыцкая, карачаево-балкарская, карельская, коми-зырянская и коми-пермяцкая, корякская, кумыкская, лакская, лезгинская, мансийская, марийская, мордовская (мокшанская и эрзянская), нанайская, ненецкая, нивхская, ногайская, осетинская, рутульская, саамская, табасаранская, татарская, татская, тувинская, удмуртская, удэгейская, ульчская, хакасская, хантыйская, цыганская, чеченская, чувашская, чукотская, шорская, эвенкийская, эвенская, эскимосская, юкагирская, якутская и др. Корпус литератур народов России образуют следующие зональные группы: Поволжье (7 литератур) и карельская литература (1), Северный Кавказ (17) и калмыцкая литература (1), Сибирь (4), Север и Дальний Восток (14). Разноуровневый и разностадиальный характер литератур не отменяет тот факт, что каждая из них – сложноорганизованная система, в рамках которой формируется определённый тип художественного сознания.

Развитие литератур народов России в 20–21 вв. определяется рядом общих факторов: основополагающая роль фольклора, прежде всего – эпических произведений (нартский эпос у кавказских и «Алпамыш» у тюркских народов, «Джангар» у калмыков, «Олонхо» у якутов); стимулирующее воздействие русской культуры и литературы, соотнесённость с общероссийским историко-культурным контекстом; деятельность просветителей – переводчиков, педагогов, фольклористов, этнографов, языковедов, историков, составителей первых словарей и хрестоматий (татарин К. Насыри, башкир М. М. Бикчурин, балкарцы Б. А. Шаханов и М. К. Абаев, И. Я. Яковлев в Чувашии, ингуш Ч. Ахриев, карачаевец И. П. Крымшамхалов, осетин И. Д. Кануков и др.); появление яркой творческой индивидуальности в качестве основоположника национальной литературы (К. Л. Хетагуров в Осетии, Шолом-Алейхем у евреев, Г. М. Тукай в Татарии, А. Е. Кулаковский и А. И. Софронов в Якутии, М. Н. Хангалов в Бурятии, К. Б. Мечиев в Балкарии, башкиры М. К. Акмулла и М. И. Уметбаев; Г. Е. Верещагин в Удмуртии, Б. М. Пачев в Кабарде; Таджутдин Чанка, Г. Цадаса и Махмуд у аварцев; даргинец Батырай, кумык Ирчи Казак в Дагестане, В. М. Коломасов и Т. А. Раптанов в Мордовии, и др.); повышенный интерес родоначальников к собиранию и толкованию фольклора как первоисточника народной мудрости и литературного сознания; усвоение «западной» системы жанров: новелла, роман, поэма в её видовых модификациях, сонет стали восприниматься столь же естественно, как и традиционные жанры – дастан, рубаи, шаири, тулки, йыр, сарын и др.

Наряду с общими свойствами литературам народов России присуще значительное разнообразие, обусловленное их принадлежностью к различным регионально-этническим общностям, традиционным тяготением к разным полюсам религиозно-культурной идентификации: к христианским ценностям в их сохраняющемся сопряжении с языческими верованиями (Поволжье), к исламскому миру (Северный Кавказ), к буддийской культуре (Калмыкия, Бурятия). Дифференциация литератур народов России обусловлена также тем, что к нач. 20 в. они находились на разных стадиях развития. Многовековой опыт имеют еврейская и татарская литературы. В кон. 19 – нач. 20 вв. сформировались чувашская, якутская, карачаево-балкарская, удмуртская, мордовская, кумыкская литературы; после 1917 возникли адыгейская (основоположник Цуг Теучеж), тувинская (основоположники О. К. Саган-оол, С. А. Сарыг-оол, С. К. Тока) литературы, а также литературы народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, некоторых народов Кавказа. Одним из результатов интенсивного взаимообогащения литератур стало явление двуязычия (билингвизм), ставшее существенным стимулом литературного процесса: творчество дагестанца Э. М. Капиева, коми-зырянского прозаика М. Н. Лебедева, чувашского поэта Г. Н. Айги и др.

В литературах народов России в 1920–70‑х гг. ведущую роль играла поэзия. Именно произведения стихотворных жанров принесли широкую известность многим видным национальным авторам: удмурт Ф. И. Васильев, чуваш М. Сеспель, кабардинец А. Шогенцуков, татарин М. М. Джалиль, лезгин С. Стальский, калмык Д. Н. Кугультинов, бурят Н. Г. Дамдинов, манси Ю. Н. Шесталов, балкарка Т. М. Зумакулова, ногайка К. У. Темирбулатова, абазинец М. Х. Чикатуев, алтаец Б. Я. Бедюров и др. В 1980–90‑е гг. поэзия народов России пережила процесс интенсивного жанрового обогащения, проявившегося в активном освоении новых жанров и стихотворных форм (сонет, верлибр и др.). Обращение к различным модификациям стихотв. эпоса (лирическая, лиро-эпическая поэма, роман в стихах, поэма-монолог и т. п.), возрастающее значение медитативного начала и философских тем, а также тем исторической памяти и национального самосознания – эти тенденции стали общезначимыми в развитии поэзии народов России на рубеже 20 и 21 вв.

Становление прозаических жанров, в том числе романа, началось в 1920–30‑х гг. Черты романного мышления, тяготеющего к многомерности изображения человека в новом социальном пространстве, ощутимы в книгах «Наши дни» татарина Г. Г. Ибрагимова (1919), «Петимат» и «Голод» чеченца С. С. Бадуева (обе 1930), «Стальной ветер» марийца Н. В. Игнатьева (1930–31), «Чёрный сундук» карачаевца Х. А. Аппаева (1935–36). Среди важнейших достижений нац. литератур 1930–40‑х гг. – цикл новелл «Поэт» лакца Э. М. Капиева и его «Записные книжки», созданные в годы войны, роман «Шамбул» адыгейца Т. М. Керашева (1940). Большой популярностью пользуется лирическая проза, одно из высших достижений которой – книга «Мой Дагестан» Р. Г. Гамзатова (1967–71), отмеченная стремлением к жанровой свободе.

В романистике 2-й пол. 20 в. наблюдается повышенное внимание к психологизму, преодоление очерковой описательности и дидактизма. Значительным явлением стали многоплановые романы «В далёком аале» хакаса Н. Г. Доможакова (1959), «Зелёный полумесяц» (1966), «Сломанная подкова» (1973) кабардинца А. П. Кешокова, «Поющие стрелы» бурята А. А. Бальбурова (1962), «Я не сулю тебе рая» башкира А. Г. Бикчентаева (1963), «Начало года» удмурта Г. Д. Красильникова (1965), «Дорога на Москву» чуваша М. Н. Юхмы (1966), «Пока бьётся сердце» якута С. П. Данилова, «Неудержимые» тувинца О. К. Саган-оола, «Род Шогемоковых» кабардинца Х. И. Теунова (все – 1967), «Из тьмы веков» ингуша И. М. Базоркина, «Тяжёлые жернова» балкарца А. М. Теппеева (оба – 1968), «Мы – карелы» А. Н. Тимонена (1969), «Тропы из ночи» (1971), «Раскаты далёкого грома» (1982), «Жернова» (1993) адыгейца И. Ш. Машбаша, «Двери открыты настежь» (1973), «Глоток родниковой воды» (1977), «Баржа» (1983) адыгейца А. К. Евтыха, «Руокоранта – тростниковый берег» карела Я. В. Ругоева (1974), «Долина бессмертников» бурята В. Г. Митыпова (1975), «Зултурган – трава степная» калмыка А. Б. Бадмаева (1976), «Семь родников» татарина Г. Б. Баширова (1977–78), «Зарница» коми-прозаика Г. А. Фёдорова (1982), «Стонущие тени» (1984) и «Ветка горькой полыни» (1986) даргинца Х. М. Алиева, «Книга отражений» (1989–91) ногайца И. С. Капаева. Во 2‑й пол. 20 в. эпическая проза активно осваивается литературами народов Севера: «Амур широкий» Г. Г. Ходжера (1964–71), дилогия «Ханидо и Халерха» С. Н. Курилова (1969), «Женитьба Кевонгов» В. М. Санги (1975), романы «Когда киты уходят» (1975) и «Конец вечной мерзлоты» (1977) Ю. С. Рытхэу, «Люди "Большой Медведицы"» В. Н. Ледкова (1977), «Ханты, или Звезда Утренней Зари» Е. Д. Айпина (1990).

Жанровым разнообразием отмечено развитие драматургии, отличающееся неравномерностью. В 1920–30‑е гг. пьесы были отмечены преимущественно социальной тематикой: «В когтях адата» лезгина Г. А. Гаджибекова (1928), «Разоблачённый шейх» даргинца Р. Нурова (1934) и др. В 1950–70‑е гг. в нац. драматургии значительное место заняли героико-романтические и исторические драмы. События национальной истории нашли отражение в пьесах бурятских драматургов Н. Г. Дамдинова («Доржи Банзаров», 1969; «Кузнецы победы», 1971) и Д. Батожабая («Огненные годы», 1970, «Грозовой ливень», 1973). Тувинец В. Кок-оол написал драму о восстании тувинских аратов («Самбажик», 1963), кабардинец А. Т. Шортанов – о воссоединении Кабарды с Россией («Навечно», 1956). Новым шагом в развитии башкирской драматургии стали лирико-философские драмы М. Карима «В ночь лунного затмения» (1964) и «Страна Айгуль» (1969). Морально-этическая проблематика определила звучание пьес тувинцев О. К. Саган-оола «Настало наше время» и С. С. Сюрюн-оола «Доктор, вы опоздали» (обе 1968), коми-драматурга Г. А. Юшкова «Жена моего друга» (1977), удмуртских авторов А. С. Бутолина и Е. Е. Загребина. Жанр психологической драмы представлен в хакасской драматургии (пьеса М. Е. Кильчичакова «Ожившие камни», 1979).

В первые десятилетия 21 в. широкую известность приобрели авторы: коми-прозаик А. И. Вурдов (сборник рассказов «Капля смолы» («Сир войт», 2007), татарcкие писатели Р. Зайдулла  (сборник стихотворений «Сгорели шатры любви» («Янды сөю чатырлары», 2018), З. Хаким (пьеса «Бессловесная кукушка» («Телсез күке», 2004), М. Р. Кабиров (роман «Книга» («Китап», 2014), якутские прозаики Н. А. Лугинов (роман «По велению Чингисхана» («Чыҥысхаан ыйааҕынан», 2004), Е. В. Слепцова-Куорсуннаах (роман «Аан тал5а», 2013), чувашские драматурги Б. Б. Чиндыков (монодрама «Чёрная ласточка» («Хура чĕкеç», 2001), М. Ф. Карягина (трагедия в стихах «Серебряное войско» («Кĕмĕл тумлă çар», 2012), удмуртские писатели С. В. Матвеев (роман «Малиновая гора» («Эмезь гурезь», 2015), В. Ар-Серги (В. В. Сергеев) и др.

Лит.: Литературы народов России. XX век: словарь. М., 2005.

Вернуться к началу