Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИ́ШАРТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 415

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

ФИ́ШАРТ (Fischart) Ио­ганн (1546 или 1547, Страс­бург – 1591, Фор­бах, Ло­та­рин­гия), нем. са­ти­рик и пуб­ли­цист. Ро­дил­ся в се­мье тор­гов­ца ово­ща­ми. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал, по­се­щая разл. ун-ты; в 1574 в Ба­зе­ле по­лу­чил сте­пень док­то­ра пра­ва. Один из са­мых яр­ких и зна­чи­тель­ных пред­ста­ви­те­лей позд­не­го нем. Воз­ро­ж­де­ния, в сво­ём твор­че­ст­ве Ф. гро­те­ск­но изо­бра­жал и ост­ро вы­смеи­вал раз­ные сто­ро­ны нем. дей­ст­ви­тель­но­сти, став про­дол­жа­те­лем са­ти­рич. тра­ди­ции С. Бран­та и Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го. Как про­тес­тант Ф. вы­сту­пал со сти­хотв. са­ти­ра­ми и пам­фле­та­ми про­тив ка­то­ли­ков и иезуи­тов, про­тив всех про­яв­ле­ний Контр­рефор­ма­ции: «Ноч­ной во­рон» («Nacht Rab», 1570), «Го­ло­ва Ме­ду­зы Гор­го­ны» («Der Gorgonisch Meduse Kopf», 1577), «Ие­зу­ит­ская ша­поч­ка» («Das Jesuiten­hütlein», 1580) и др. Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ло сти­хотв. «Сча­ст­ли­вый цю­рих­ский ко­рабль» («Das glückhafte Schiff von Zürich», 1576), в ко­то­ром Ф. вос­пел со­юз про­тес­тант­ских го­ро­дов. Не чу­ж­да Ф. и на­зи­да­тель­ность: он на­став­лял чи­та­те­лей в во­про­сах се­мей­ных доб­ро­де­те­лей, вер­но­сти, вос­пи­та­ния де­тей – «Фи­ло­со­фи­че­ская кни­жеч­ка о бра­ке и вос­пи­та­нии» («Philosophische Eh­zu­chtbüchlein», 1578). Кри­ти­куя не­до­стат­ки и по­ро­ки нем. об­ще­ст­ва, Ф. час­то брал за ос­но­ву нар. про­из­ве­де­ния и ле­ген­ды, пе­ре­ра­ба­ты­вая их в буф­фон­но-са­ти­рич. ма­не­ре: та­ко­ва его об­ра­бот­ка нар. кни­ги о Ти­ле Эй­лен­шпи­ге­ле «Риф­мо­ван­ный Эй­лен­шпи­гель» («Eulen­spie­gel Reimenweis», 1572). Осо­бен­но из­вест­на его «Не­обык­но­вен­ная ис­то­рия» («Ge­schichtklitterung», 1575) – об­ра­бот­ка пер­вой кни­ги ро­ма­на Ф. Раб­ле «Гар­ган­тюа и Пан­таг­рю­эль». Ф. воль­но об­ра­ща­ет­ся с ро­ма­ном, со­кра­щая, а ча­ще до­пол­няя его ря­дом эпи­зо­дов, вво­дя не­о­ло­гиз­мы, ка­лам­бу­ры, ци­та­ты, анек­до­ты, ув­ле­ка­ясь язы­ко­вой иг­рой, гро­те­ском и ги­пер­бо­лой. Жиз­не­ра­до­ст­ность Раб­ле от­час­ти за­ме­ща­ет­ся у Ф. но­та­ми дис­гар­мо­нии и тра­гиз­ма, пред­вос­хи­щая по­эти­ку и ми­ро­ощу­ще­ние ба­рок­ко. Вла­дея древ­ни­ми и но­вы­ми язы­ка­ми, Ф. мно­го пе­ре­во­дил; он так­же ав­тор кни­ги псал­мов и ду­хов­ных пе­сен.

Соч.: Das glückhafte Schiff von Zürich. Lpz., 1961; Affentheuerlich Naupengeheuerliche Ge­schichtklitterung. Fr. /M., 1997.

Лит.: Spengler W. E. J. Fischart...: Studie zur Sprache und Literatur des ausgehenden 16. Jahrhunderts. Tübingen, 1969.

Вернуться к началу