ФЕЙХТВА́НГЕР ЛИОН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕЙХТВА́НГЕР (Feuchtwanger) Лион (7.7.1884, Мюнхен – 21.12.1958, Лос-Анджелес, США), нем. писатель. Родился в семье состоятельного и образованного евр. фабриканта, воспитывался в традициях иудаизма. Изучал германистику, философию, историю в Мюнхенском и Берлинском ун-тах, получил учёную степень д-ра философии (1907). Занимался журналистикой; в 1908 издавал лит. ж. «Зеркало» (вскоре закрылся по финансовым причинам). Первая книга – сб. рассказов «Одинокие» («Die Einsamen», 1903). Среди ранних произведений – драма «Уоррен Гастингс» [«Warren Hastings», 1916; переработана совм. с Б. Брехтом в пьесу «Калькутта 4 мая» («Kalkutta 4. Mai», 1927)]. Столкновение выдающейся целеустремлённой личности с обществом и её поражение – в центре «драматического романа» «Томас Вендт» («Thomas Wendt», 1920). Известность Ф., испытавшему влияние творчества Г. Манна, М. Горького, А. П. Чехова, принесли его интеллектуальные историч. романы, в которых затронуты острые социально-политич. проблемы современности. Романы «Безобразная герцогиня» («Die hässliche Herzogin», 1923) и «Еврей Зюсс» («Jud Süß », 1925) – об одиночестве, разочаровании и прозрении личности, осознавшей тщетность власти и несостоятельность прагматизма как жизненного принципа. Осмысление подлинного и ложного успеха – в романе «Успех» («Erfolg», 1930), который впоследствии стал первой частью трилогии «Зал ожидания» («Wartesaal-Trilogie», 1930–1939), изобразившей Германию времён фашизма. События романа происходят в Баварии, выступающей моделью всей Веймарской республики, где деловитость и погоня за успехом оказываются гл. ориентирами, становясь причиной этической деградации человека. В романе, сочетающем документализм и филос. осмысление недавних событий, нравств. конфликты изображены на фоне широкой панорамы политич., обществ. и правовой жизни Баварии послереволюц. времени. В поисках жизненных ориентиров для совр. общества Ф. создаёт роман-трилогию об Иосифе Флавии «Иосиф» («Josephus-Trilogie», 1932–45).
В 1933 Ф. лишён нем. гражданства, его книги сожжены, имущество конфисковано. Находясь за границей и узнав о приходе нацистов к власти, Ф. не вернулся в Германию: жил на Французской Ривьере, участвовал в антифашистских съездах, редактировал совм. с Б. Брехтом и В. Бределем издававшийся в СССР лит. ж. «Das Wort» (1936–39). Посетил СССР, написав благожелательный отчёт о поездке «Москва 1937» («Moskau 1937»). В 1939–40 был интернирован во Франции, в 1940 бежал из франц. лагеря [впоследствии воспоминания об этом периоде жизни составят кн. «Дьявол во Франции» («Der Teufel in Frankreich», 1942)], добрался до США. Жил в Калифорнии на вилле Аврора, продолжая заниматься худож. творчеством и активно участвуя в лит.-обществ. жизни. В эмиграции Ф. продолжил работу над историч. произведениями, проецируя совр. события на далёкие эпохи: романы «Лже-Нерон» («Der falsche Nero», 1936), где гротескно осмыслен образ человека, претендующего на безграничную власть; «Братья Лаутензак» («Die Brüder Lautensack», 1943), обращённые к теме массовой психологии. Автор романов «Симона» («Simone», 1944) о франц. Движении Сопротивления; «Лисы в винограднике» («Die Füchse in Weinberg», 1947), «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» («Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau», 1952). Одно из лучших послевоенных произведений Ф. – роман «Гойя, или Тяжкий путь познания» («Goya oder Der arge Weg der Erkenntnis», 1951, не завершён), где подняты проблемы свободы творческой личности, отношения художника и власти. На протяжении всей жизни обращался к драматургии: «Вдова Капет» («Die Witwe Capet», 1956) и др. Известен как переводчик античных и индийских драм, лит. и театральный критик. Мн. произведения Ф. экранизированы.
Нац. пр. ГДР (1953).