ХИМЕ́НЕС ХУАН РАМОН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХИМЕ́НЕС (Jiménez) Хуан Рамон (23.12.1881, Могер, Уэльва – 29.5.1958, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико), исп. поэт. Родился в семье преуспевающего виноторговца. Учился на юридич. ф-те Севильского ун-та (не окончил). В 1900 переехал в Мадрид; в 1936 уехал в США, жил на Кубе и в Пуэрто-Рико, где преподавал в ун-те.
Х. – один из крупнейших исп. лириков 20 в., дебютировал в 1900 поэтич. сб. «Сиреневые души» («Almas de violeta»), который, как и последующий сб. «Нимфы» («Ninfeas», 1900), отмечен влиянием франц. символизма. Изысканная мелодика стиха, меланхолич. интонации, тонкие фольклорные стилизации, утончённость образов отличают поэтич. сб-ки, посвящённые темам природы, любви, смерти: «Грустные напевы» («Arias tristes», 1903), «Далёкие сады» («Jardines lejanos», 1904), «Пасторали» («Pastorales», изд. в 1911), «Меланхолия» («Melancolía», 1912), «Элегии» («Elejías», vol. 1–3, 1908–10) и др. Обращение к поискам «чистой поэтич. сущности», внимание к внутреннему миру человека – к жизни души и мистич. опыту, а также преобладание верлибра характерны для сб-ков «Духовные сонеты» («Sonetos espirituales»), «Дневник поэта-молодожёна» («Diario de un poeta recién casado», оба 1917), «Вечности» («Eternidades», 1918), «Красота» («Belleza», 1923), поэмы «Пространство» («Espacio», изд. в 1954) и др. Эти же черты присущи лирич. прозе Х. – сб-кам новелл «Платеро и я» («Platero y yo», 1914, окончат. версия – 1917), «Зверь из глубин души» («Animal de fondo», 1949), а также критич. эссе «Бесконечный поток» («La corriente infinita», 1961) и др. Автор переводов (в т. ч. произведений англ. романтиков). Творчество Х. оказало значит. влияние на развитие исп. и лат.-амер. поэзии. Нобелевская пр. (1956).