СЁДЕРБЕРГ ЯЛЬМАР ЭМИЛЬ ФРЕДРИК
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЁДЕРБЕРГ (Söderberg) Яльмар Эльмер Фредрик (2.7.1869, Стокгольм – 14.10.1941, Копенгаген), швед. писатель. Сын нотариуса. Учился в Уппсальском университете, работал журналистом. Первые романы «Заблуждения» («Förvillelser», 1895) и «Юность Мартина Бирка» («Martin Bircks ungdom», 1901, во многом автобиографический), проникнутые пессимистическим взглядом на действительность, отмечены тонким психологизмом, трезвой иронией и скептицизмом. Наибольшую известность получили новеллы С., которым присущ предельно ясный и ювелирно отточенный лаконичный стиль, отразивший воздействие западно-европейской (преимущественно французской) прозы рубежа 19–20 вв. (в т. ч. Ги де Мопассана и А. Франса): сборник «Маленькие рассказы» («Historietter», 1898) и др. В главном произведении С. – романе «Доктор Глас» («Doktor Glas», 1905, рус. пер. 1971), затронута острая этическая проблематика: право сильной, мыслящей личности на убийство во благо. Используя форму дневника и во многом предвосхищая метод психоанализа, С. обратился к исследованию иррациональных глубин сознания своего героя. Пьеса «Гертруда» («Gertrud», 1907, рус. пер. 1908) посвящена осмыслению любви как загадочной иррациональной силы; эта тема была продолжена в романе «Серьёзная игра» («Den allvarsamma leken», 1912, рус. пер. 1971), насыщенном конкретными деталями социальной и культурной жизни Европы начала 20 в. В художественно-публицистической трилогии [книги «Огонь Яхве» («Jahves eld», 1918), «Иисус Варавва» («Jesus Barabbas», 1928), «Преображённый Мессия» («Den förvandlade Messias», 1932)]. С. обратился к истории возникновения христианства. Творчество С. оказало значительное влияние на дальнейшее развитие шведской литературы.