Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАК ЧИ ВОН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 94

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. В. Асмолов

ПАК ЧИ ВОН (псевд. Ёнам) (5.3.1737, Се­ул – 10.12.1805, там же), кор. учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, пи­са­тель. Из не­бо­га­той, но знат­ной дво­рян­ской се­мьи. За кри­ти­ку гос­под­ствую­щей кон­фу­ци­ан­ской фи­ло­со­фии, су­ще­ст­вую­щих со­слов­ной и зе­мель­ной сис­тем, а так­же за пре­неб­ре­же­ние чи­нов­ничь­ей карь­е­рой под­вер­гал­ся го­не­ни­ям и был вы­ну­ж­ден скры­вать­ся близ г. Кымч­хон в уще­лье Ёнам (от­сю­да псев­до­ним), где за­ни­мал­ся с. х-вом и нау­ка­ми. По воз­вра­ще­нии в Се­ул по­слан в Ки­тай в 1780 в со­ста­ве по­соль­ской мис­сии. В пре­клон­ном воз­рас­те по­сту­пил на гос. служ­бу, за­ни­мал вы­со­кие по­сты в про­вин­ции. В 1801 вы­шел в от­став­ку.

П. Чи В. – круп­ней­ший пред­ста­ви­тель дви­же­ния сир­хакп­ха; ав­тор мно­го­числ. тру­дов по ес­теств. нау­кам, эко­но­ми­ке, фи­ло­со­фии, ис­то­рии, во­ен. де­лу. Пер­вым во­пло­тил идеи сир­хакп­хи в ху­дож. лит-ре: сб. «Не­офи­ци­аль­ная ис­то­рия па­виль­о­на Пан­гён­гак» («Пан­гён­гак вед­жон»), вклю­чив­ший его семь ран­них но­велл (в т. ч. «Ска­за­ние о Кван Му­не», ок. 1754, «Ска­за­ние о ба­рыш­ни­ках»), реа­ли­сти­че­ски от­ра­зив­ших мно­гие со­ци­аль­ные про­бле­мы эпо­хи. В 1780-х гг. соз­дан «Жэ­хэй­ский днев­ник» («Ёр­ха иль­ги», в 26 кни­гах), в ко­то­ром в фор­ме пу­те­вых за­пи­сок о по­езд­ке в Ки­тай пред­став­ле­но со­б­ра­ние по­ли­тич., фи­лос. и эко­но­мич. трак­та­тов, а так­же ху­дож. про­из­ве­де­ний. П. Чи В. кри­ти­ко­вал кон­фу­ци­ан­скую кон­цеп­цию ми­ро­зда­ния, до­ка­зы­вая, что Зем­ля име­ет фор­му ша­ра и вра­ща­ет­ся во­круг сво­ей оси и во­круг Солн­ца. Не раз­де­ляя вы­со­ко­мер­но­го от­но­ше­ния сво­их со­вре­мен­ни­ков к им­пе­рии Цин, вы­сту­пал в т. ч. за за­им­ст­во­ва­ние кит. на­уч. и тех­нич. дос­ти­же­ний, а так­же дос­ти­же­ний др. стран. Во вхо­дя­щих в днев­ник «По­вес­ти о Хэ­сэ­не» про­ти­во­пос­тав­лял празд­но­сти при­ви­ле­ги­ров. со­сло­вия ян­бань за­ня­тия тор­гов­лей или с. х-вом, а в са­ти­рич. ал­ле­го­рии «От­по­ведь ти­гра» об­ли­чал хан­же­ст­во и жес­то­кость. В ря­де др. со­чи­не­ний под­вер­гал кри­ти­ке ос­но­ван­ную на со­слов­ном не­ра­вен­ст­ве со­ци­аль­но-эко­но­мич. сис­те­му Ко­реи, при­зы­вал к ог­ра­ни­че­нию круп­но­го зем­ле­вла­де­ния, на­де­ле­нию кре­сть­ян зем­лёй. Сре­ди со­хра­нив­ше­го­ся по­этич. на­сле­дия пи­са­те­ля – утон­чён­ная пей­заж­ная и фи­лос. ли­ри­ка.

Соч.: Ёнам чонд­жип. Се­ул, 1936. Т. 1–6; Из­бран­ное. Пхень­ян, 1955; От­по­ведь ти­гра // Клас­си­че­ская про­за Даль­не­го Вос­то­ка. М., 1975.

Лит.: Тя­гай Г. Д. Об­ще­ст­вен­ная мысль Ко­реи в эпо­ху позд­не­го фео­да­лиз­ма. М., 1971; Пак М. Н. Ис­то­рия и ис­то­рио­гра­фия Ко­реи. М., 2003.

Вернуться к началу