Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАКЛО́ ПЬЕР АМБРУАЗ ФРАНСУА ШОДЕРЛО ДЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 619

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Т. Пахсарьян

ЛАКЛО́ (Laclos) Пьер Ам­бру­аз Фран­суа Шо­дер­ло де (18.10.1741, Амь­ен – 5.9.1803, Та­ран­то), франц. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье мел­ко­го дво­ря­ни­на, в 1760 от­прав­лен на учё­бу в Ко­ро­лев­скую арт. шко­лу. На­чал во­ен. служ­бу в Ла-Ро­ше­ли (1763), слу­жил в гар­ни­зо­нах Страс­бур­га (1765–69), Гре­ноб­ля (1769–1775), Бе­зан­со­на (1775–76). В 1777 ос­но­вал арт. шко­лу в Ва­лан­се. В 1788 по­ки­нул ар­мию, по­сту­пил на гражд. служ­бу к гер­цо­гу Ор­ле­ан­ско­му (Фи­лип­пу Эга­ли­те). В на­чаль­ный пе­ри­од Франц. ре­во­лю­ции 18 в. уча­ст­во­вал в за­го­во­рах роя­ли­стов, за­тем примк­нул к рес­пуб­ли­кан­цам, слу­жил в Во­ен. мин-ве. В 1793–94 аре­сто­ван яко­бин­ца­ми. Сбли­зил­ся с На­поле­о­ном Бо­на­пар­том, ко­то­рый в 1800 на­зна­чил его бри­гад­ным ге­не­ра­лом; уча­ст­во­вал в итал. во­ен. кам­па­ни­ях. Лит. дея­тель­ность на­чал в 1770-е гг. с «лёг­кой по­эзии». По­ста­нов­ка ко­мич. опе­ры Л. «Эр­не­сти­на» («Ernestine», 1777, муз. Ж. Бу­ло­ня де Сен-Жор­жа) ус­пе­ха не име­ла. Ми­ро­вую сла­ву при­нёс Л. ро­ман «Опас­ные свя­зи» [«Les liaisons dan­gereuses», vol. 1–4, 1782; 10 пе­ре­из­да­ний в 1782–84; рус. пер., ч. 1–4, 1804–05; мно­го­числ. эк­ра­ни­за­ции, в т. ч. ре­жис­сё­ров – Р. Ва­ди­ма, 1961; С. Фрэр­за, 1988; М. Фор­ма­на (под назв. «Валь­мон»), 1989; Ж. Дай­а­на, 2003, и др.], в ко­то­ром опи­сал нра­вы франц. об­ще­ст­ва сер. 18 в. Вдох­нов­лён­ный твор­че­ст­вом Ж. Ж. Рус­со и С. Ри­чард­со­на, Л. усо­вер­шен­ст­во­вал жанр эпи­сто­ляр­но­го ро­ма­на, зна­чи­тель­но уве­ли­чив в нём ко­ли­че­ст­во пер­со­на­жей. Ро­ман Л. от­ли­ча­ет­ся вир­ту­оз­ным пси­хо­ло­гиз­мом: по­сто­ян­ное из­ме­не­ние ха­рак­те­ра ка­ж­до­го ге­роя фик­си­ру­ет­ся в по­сле­до­ва­тель­но­сти его собств. пи­сем, а так­же ото­бра­жа­ет­ся в ха­рак­тери­сти­ках, дан­ных др. дей­ст­вую­щи­ми ли­ца­ми в пе­ре­пис­ке друг с дру­гом. Под­чёрк­ну­то от­стра­нён­ная по­зи­ция ав­то­ра, ко­то­рый про­яв­ля­ет свою точ­ку зре­ния лишь в пре­ди­сло­вии и ком­мен­та­ри­ях, по­зво­ля­ет трак­то­вать ро­ман и как са­ти­ру на сво­бод­ные нра­вы, и как свое­об­раз­ный «ка­те­хи­зис» рас­пут­ст­ва. Ав­тор трак­та­та «О жен­щи­нах и их вос­пи­та­нии» («Des femmes et de leur éduca­tion», 1783) и др.

Соч.: Опас­ные свя­зи. М., 1965; Œuvres com­plètes. P., 1998.

Лит.: Delon M. P.-A. Choderlos de Laclos. Les liaisons dangereuses. P., 1986; Bertaud J.-P. Choderlos de Laclos. P., 2003; Poisson G. Cho­derlos de Laclos, ou, L’obstination. 2 éd. P., 2005; Michael C. V. Choderlos de Laclos: the man, his work, and his critics: an annotated bibliography. N. Y., 1982.

Вернуться к началу