ОБИНЬЕ́ ТЕОДОР АГРИППА Д’
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБИНЬЕ́ (Aubigné) Теодор Агриппа д’ (8.2.1552, замок Сен-Мори близ Понса, Сентонж – 9.5.1630, Женева), франц. писатель, историк, гос. деятель. Из дворянской семьи, перешедшей в кальвинизм. Получил хорошее домашнее образование. В 1567, во время Религиозных (гугенотских) войн, примкнул к гугенотской армии. В 1574 стал конюшим Генриха Наваррского (будущий Генрих IV), в 1576 бежал вместе с ним из Парижа. В 1586 назначен полевым маршалом, затем наместником на о. Олерон и в Майзе, вице-адмиралом Аквитании и Бретани. Убеждённый кальвинист, О. осудил переход Генриха в католичество, однако продолжил сражаться на его стороне; после убийства короля (1610) удалился от двора. Во время конфликта между Людовиком XIII и Марией Медичи, возглавившей вооруж. выступление знати против фаворита короля Ш. де Люиня, встал на сторону последней. В 1620, после разгрома оппозиц. дворян при Ле-Пон-де-Се, был вынужден покинуть Францию; поселился в Женеве.
Один из ключевых представителей франц. лит-ры позднего Возрождения. Среди ранних произведений – поэтич. сб. «Весна» («Le printemps», созд. в 1571–73, изд. в 1874), в который вошли сонеты, оды и стансы на тему безответной любви. Поэзия О., развивавшая традиции петраркизма и «Плеяды», в значит. степени предвосхитила некоторые тенденции поэзии барокко. Славу «протестантской эпопеи» снискали обширные (ок. 9000 стихов) «Трагические поэмы» («Les tragiques», 1575–1616; окончат. авторская ред. – 1630; 1-е изд. 1616; сокр. рус. пер. – 1914; полн. рус. пер. – 1997) на тему братоубийственных религ. войн, где О. широко использовал натуралистич. и фантасмагорич. образы, символы, аллегории и аллюзии (преим. библейские), сочетал сатирич. инвективу с лирич. излияниями, обращался к намеренно усложнённому (в духе герметич. традиции) синтаксису.
Проза О. представлена в осн. политич. и воен. трактатами, памфлетами [в т. ч. известной своим обличит. пафосом «Католической исповедью сьёра де Санси» («La confession catholique du sieur de Sancy», изд. в 1660), жёстко высмеивающей принявших католичество протестантов], а также романом «Приключения барона де Фенеста» («Les aventures du baron de Faeneste», vol. 1–4, 1617–30, рус. пер. 2001), отразившим влияние Ф. Рабле и М. де Сервантеса.
Главное историч. соч. – «Всеобщая история» («Histoire universelle», vol. 1–11, 1616–30), охватывающая события 1550–1601. В нём на основе собств. воспоминаний и критич. анализа источников (переписка политич. деятелей, мемуары представителей двух противоборствующих сторон, историч. произведения, в частности «История моего времени» Ж. О. де Ту и «История Франции» А. Л. В. Ла Попленьера) О. описал события религ. войн с позиции апологии гугенотов и признания их правоты в борьбе с католиками; значит. место уделено воен. и политич. деятельности самого О. (В 1620 первые вышедшие тома были резко осуждены Парижским парламентом.) Своеобразным дополнением к труду стала автобиографич. кн. «Жизнь, рассказанная его детям» («Vie à ses enfants», 1629, рус. пер. 1949), содержащая моральные и религ. наставления будущим поколениям.