Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕРИ́С САЛОМЕЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 496-497

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Алексеева

НЕРИ́С (Nėris) [псевд.; наст. фам. Ба­чин­скай­те (Bačinskaitė), по му­жу – Бу­че­не (Bučienė)] Са­ло­мея [4(17).11.1904, дер. Кир­шяй Вол­ко­выш­ско­го у. Су­валк­ской губ., ны­не Вил­ка­вишк­ско­го р-на Ма­ри­ям­поль­ского у. – 7.7.1945, Мо­ск­ва; по­хо­ро­не­на в Кау­на­се], ли­тов. по­этес­са, нар. по­эт Ли­тов. ССР (1954, посм.). Из се­мьи за­жи­точ­ных кре­сть­ян. Окон­чи­ла ф-т тео­ло­гии и фи­ло­со­фии Ли­тов. ун-та в Кау­на­се (1928). Ра­бо­та­ла учи­тель­ни­цей. В 1936–37 жи­ла в Па­ри­же, за­тем в Кау­на­се. В 1940 ра­то­ва­ла за всту­п­ле­ние Лит­вы в со­став СССР; в 1941 де­пу­тат ВС СССР. В 1941–44 на­хо­ди­лась в эва­куа­ции в Пен­зе, Уфе, Мо­ск­ве.

Пред­ста­ви­тель­ни­ца нео­ро­ман­тиз­ма. Де­бю­ти­ро­ва­ла как по­эт в 1921. Для пер­во­го по­этич. сб. «Ран­ним ут­ром» («Anksti ryt », 1927), от­ме­чен­но­го ро­ман­тич. ми­ро­ощу­ще­ни­ем, ха­рак­тер­но об­ра­ще­ние к об­раз­ам и сим­во­ли­ке нар. ска­зок; его осн. мо­ти­вы – мо­ло­дость и лю­бовь. Кон­фликт с ок­ру­жаю­щим ми­ром и об­ли­че­ние ме­щан­ст­ва – в цен­тре сб. «Сле­ды на пес­ке» («Pėdos smėly», 1931). Сбли­же­ние в 1931 с пи­са­те­ля­ми про­ком­му­ни­стич. дви­же­ния «Тря­час фрон­тас» («Тре­тий фронт») на­шло от­ра­же­ние в сб. «По лом­ко­му льду» («Per lu̅žtant led », 1935), об­ра­щён­ном к со­ци­аль­ным про­бле­мам и про­ник­ну­том иде­ей жерт­вен­но­го слу­же­ния лю­дям. Вер­ши­на по­этич. твор­че­ст­ва – сб. «По­лы­нью за­цве­ту» («Diemedžiu žydėsiu», 1938), по рит­ми­ке близ­кий к ли­тов. нар. пес­ням, в ко­то­ром пре­ло­ми­лись раз­ду­мья о жиз­ни и смер­ти, о глу­бин­ной свя­зи че­ло­ве­ка с род­ной зем­лёй. По мо­ти­вам ли­тов. нар. ска­зок соз­да­ны по­эмы «Эг­ле, ко­ро­ле­ва ужей» («Eglė žalčių karalienė», рус. пер. 1989) и «Си­рот­ка» («Našlaitė», обе 1940). В сти­хо­тво­ре­ни­ях во­ен. лет пат­рио­тич. па­фос со­че­та­ет­ся с эле­гич. мо­ти­ва­ми ос­мыс­ле­ния про­жи­той жиз­ни, оди­но­че­ст­ва в чу­жом краю: сб-ки «Пой, серд­це, жизнь» («Dainuok, širdie, gyvenim», 1943), «Со­ло­вей не мо­жет не петь» [«Lakštin­gala negali nečiulbėti», 1945; в ав­тор­ской ред. под назв. «У боль­шой до­ро­ги» («Prie didelio kelio») опубл. в 1994]. Твор­че­ст­во Н. ока­за­ло боль­шое воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие ли­тов. по­эзии. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: по­эма «Путь боль­ше­ви­ка» (1940, о В. И. Ле­ни­не); пе­ре­во­ды. Гос. пр. СССР (1947, посм.).

Соч.: Сти­хо­тво­ре­ния и по­эмы. М., 1953; Ли­ри­ка. М., 1971; Raštai. Vilnius, 1984. Т. 1–3; Из­бран­ное. Кау­нас, 1989.

Лит.: Рос­та­вай­те Т. По­этес­са ли­тов­ско­го на­ро­да С. Не­рис. М., 1957; Kubilius V. S. Nė­ries lyrika. Vilnius, 1968; Daujotytė V. S. Nėris: Fragmento poetika. Vilnius, 2005.

Вернуться к началу