Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«МАНА́С»

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 724-725

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ж. С. Байтерекова; Е. М. Фраёнова (исполнительская традиция)

«МАНА́С», кирг. ге­ро­ич. эпос. Пред­став­ля­ет со­бой цикл ска­за­ний, свя­зан­ных с жиз­нью и под­ви­га­ми гл. ге­роя – ле­ген­дар­но­го бо­га­ты­ря Ма­на­са, объ­е­ди­ни­те­ля кирг. пле­мён. Сре­ди осн. эпи­зо­дов «М.»: из­гна­ние кыр­гы­зов с род­ных зе­мель; чу­дес­ное ро­ж­де­ние и дет­ские го­ды Ма­на­са; из­бра­ние Ма­на­са ха­ном; же­нить­ба Ма­на­са на Ка­ны­кей; ус­ми­ре­ние вас­саль­ных ха­нов; объ­е­ди­не­ние кирг. на­ро­да и Ве­ли­кий по­ход; ге­ро­ич. под­ви­ги и со­стя­за­ния Ма­на­са и др. бо­га­ты­рей, уча­ст­вую­щих в по­хо­де; ги­бель Ма­на­са, его по­гре­бе­ние и строи­тель­ст­во мав­зо­лея. К по­ве­ст­во­ва­нию о Ма­на­се при­мы­ка­ют ска­за­ния о его сы­не («Се­ме­тей») и вну­ке («Сей­тек»). От­ра­зив­ший ты­ся­че­лет­ний ис­то­рич. опыт от древ­не­го эта­па ми­фо­твор­че­ст­ва до пре­да­ний 18–19 вв., «М.» со­дер­жит цен­ные све­де­ния по куль­ту­ре кирг. на­ро­да: опи­сы­ва­ет во­ен. по­хо­ды и быт ско­то­во­дов, уст­рой­ст­во жи­ли­ща, при­го­тов­ле­ние пи­щи, оде­ж­ду, во­ен. сна­ря­же­ние, се­мей­ные празд­ни­ки, по­гре­баль­ные об­ря­ды; зна­ко­мит с прин­ци­па­ми кирг. нац. эти­ки (сфор­му­ли­ро­ван­ны­ми в ви­де 7 за­ве­тов Ма­на­са). Пер­вые за­пи­си «М.» бы­ли сде­ла­ны во 2-й пол. 19 в. Из­вест­но св. 30 ва­ри­ан­тов эпо­са; наи­бо­лее пол­ные вер­сии за­пи­са­ны с го­ло­са ска­зи­те­лей (ма­нас­чи) С. Ороз­ба­ко­ва (текст час­тич­но изд. в 1939–43; сокр. ва­ри­ант, ох­ва­ты­ваю­щий весь сю­жет эпо­са, изд. в 1978–81, рус. пер. – 1984–95), С. Ка­ра­лае­ва (пол­но­стью изд. в 1986) и др.

Уст­ная эпич. тра­ди­ция – муж­ская соль­ная, без ин­ст­ру­мен­таль­но­го со­про­во­ж­де­ния, с эле­мен­та­ми те­ат­ра­ли­за­ции; ис­пол­ни­тель­ские при­ё­мы от­ли­ча­ют­ся осо­бой экс­прес­сив­но­стью (ма­нас­чи «изо­бра­жа­ет» ге­ро­ев эпо­са го­ло­сом, жес­та­ми, ми­ми­кой). 7-слож­ные сти­хи ре­чи­ти­ру­ют­ся и рас­пе­ва­ют­ся в раз­ных сти­лях, один из них ос­но­вы­ва­ет­ся на чёт­ких ме­ло­ди­ко-рит­мич. фор­му­лах. Из-за гран­ди­оз­но­го объ­ё­ма тек­ста (ис­пол­не­ние всей эпо­пеи дли­лось неск. дней) сло­жи­лась спе­циа­ли­за­ция ма­нас­чи по отд. сю­же­там. Зна­то­ков всей эпо­пеи бы­ли еди­ни­цы.

Изд.: Ма­нас: Кир­гиз­ский ге­рои­че­ский эпос: В 4 кн. М., 1984–1995.

Лит.: Ви­но­гра­дов ВС. Кир­гиз­ский на­род­ный ре­чи­та­тив // Ви­но­гра­дов ВС. Во­про­сы раз­ви­тия на­цио­наль­ных му­зы­каль­ных куль­тур в СССР. М., 1961; «Ма­нас» – ге­рои­че­ский эпос кир­гиз­ско­го на­ро­да: Сб. ст. / Под ред. С. М. Му­сае­ва. Фр., 1968; Жир­мун­ский В. М. Тюрк­ский ге­рои­че­ский эпос. Л., 1974; По­ли­ва­нов Е. Д. Кир­гиз­ский ге­рои­че­ский эпос «Ма­нас». Биш­кек, 1999; Ма­нас и его на­след­ни­ки: кир­гиз­ская ли­те­ра­ту­ра с древ­ней­ших вре­мен до на­ча­ла XX в. М., 2009; Су­хо­мли­но­ва О С. Ма­нас – жем­чу­жи­на ми­ро­вой куль­ту­ры – Ма­нас – дүйнөлүк ма­да­ни­ят­тын улуу му­ра­сы: Биб­лио­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. Биш­кек, 2003 (на рус. и кирг. язы­ках).

Вернуться к началу