КУЛИ́Ш МИКОЛА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЛИ́Ш Микола (Николай Гуриевич) [6(18).12.1892, с. Чаплинка Таврической губ. (ныне Херсонская обл.) – 3.11.1937, урочище Сандармох, Медвежьегорский р-н, Карелия], укр. драматург. Участник 1-й мировой (с 1915) и Гражд. 1917–22 войн. С 1925 жил в Харькове. Один из лидеров национального лит.-идеологич. движения, названного впоследствии «Расстрелянным Возрождением»; в 1926–28 президент «Вольной академии пролетарской литературы» (Вільна Академія Пролетарської Літератури, ВАПЛIТЕ), разгромленной по указанию И. В. Сталина. Арестован в 1934, расстрелян; реабилитирован в 1956.
Первые лит. опыты К. относятся к школьным годам (стихи, фельетоны, эпиграммы). Как драматург дебютировал пьесой на рус. яз. «На рыбной ловле» (1913), впоследствии переработанной в комедию, граничащую с трагифарсом, «Так погиб Гуска» («Отак загинув Гуска», 1925, 2-я ред. – 1932, изд. 1960). В драматургии К. отразились трагич. события эпохи: физич. и духовное вымирание укр. послереволюционного села, голод [трилогия «97» (пост. 1924, изд. 1926), «Коммуна в степях» («Коммуна в степах», пост. 1925, изд. 1931), «Прощай, село!» (1933)], перерождение сов. элиты («Зона», 1926), крах социальных иллюзий и утопий [«Народный Малахий» («Народний Малахiй», 1927, 2-я ред. – 1929), «Маклена Граса» (пост. 1932)]. Драма гражд. и нац. раскола, пагубность революц. фанатизма показаны в пьесе «Патетическая соната» [«Патетична соната», 1929; постановка А. Я. Таирова в Моск. Камерном театре (1931) с участием А. Г. Коонен и Ф. Г. Раневской]. Сатирич. пьесы К. тяготеют к трагифарсу: «Хулий Хурина» («Хулій Хурина», 1926), «Мина Мазайло» (1929, тогда же поставлена А. С. Курбасом в театре «Березіль», Харьков). Драматургию К. отличает стремление к жанрово-стилистич. экспериментам; нац. реалистич. традиция сочетается со сценич. формами европ. модернизма, элементами гротеска и абсурдизма.