КРА́ЙНЕГО СЕ́ВЕРА И ДА́ЛЬНЕГО ВОСТО́КА НАРО́ДОВ ЛИТЕРАТУ́РЫ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРА́ЙНЕГО СЕ́ВЕРА И ДА́ЛЬНЕГО ВОСТО́КА НАРО́ДОВ ЛИТЕРАТУ́РЫ, литературы коренных малочисленных народов тундровых и таёжных зон азиат. и европ. территории РФ: долган, ительменов, коряков, манси, нанайцев, ненцев, нивхов, саамов, удэгейцев, ульчей, хантов, чукчей, эвенков, эвенов, эскимосов, юкагиров и др. На протяжении длительного времени единственной формой бытования словесной культуры северных и дальневосточных народов было устное творчество (мифы, историч. предания, легенды, сказания, поучения, сказки, песни, пословицы, загадки и др.). Во 2-й пол. 19 в. были организованы этнографич. экспедиции на Дальний Восток, сделаны первые записи фольклорных текстов [В. Г. Богораз, И. Е. Вениаминов (см. Иннокентий), В. И. Иохельсон и др.], составлены первые буквари и азбуки для народов Севера. В 1926 1-й Краевой съезд Советов Дальнего Востока принял решение о создании письменности на языках народов Севера. Разработкой данного вопроса начал заниматься Ленингр. ин-т народов Севера (основан в 1929). На 1-й Всерос. конференции по развитию языков и письменности народов Севера (1932) был утверждён проект создания 14 нац. лит. языков, положивший начало развитию учебной и худож. лит-ры. Большую роль в становлении лит-ры северного и дальневосточного регионов сыграла просветит. деятельность переводчиков, педагогов, фольклористов, этнографов, языковедов, историков, составителей первых словарей и учебников (Г. М. Василевич, Л. Васильева, Н. Грудинина, Я. Козловский, Я. П. Кошкин, Е. А. Крейнович, Г. А. Меновщиков, Г. Н. Прокофьев, П. Я. Скорик, В. И. Цинциус, М. Яснов). В 1920–1930-е гг. мн. писатели прошли школу лит. кружков и объединений, действовавших при учебных заведениях, молодёжных организациях и пр. учреждениях в Ленинграде и в местах проживания коренных малочисл. народов (Салехард, Нарьян-Мар, Палана, Уэлен и др.). В нач. 1930-х гг. был взят курс на развитие нац. языков, но уже с 1938 его сменила политика русификации. Её усиление в 1-й пол. 1960-х гг. привело к нарушению сложившегося двуязычия; некоторые языки оказались на грани исчезновения. С кон. 20 в. предпринимаются усилия по возрождению нац. языков.
Творчество северных и дальневосточных писателей представлено широким спектром жанров, как прозаических (публицистич. и худож. очерк, обработки нар. сказок и преданий, роман, повесть, рассказ), так и поэтических (природоописательная и медитативная лирика, поэма); оно пронизано магич. символикой, отражающей укоренённость лит-ры этих регионов в нац. фольклоре.
В сов. время лит-ра северных и дальневосточных народов развивалась в русле социалистического реализма; своеобразие ей придаёт характерный мотив духовного подвига людей, осваивающих край вечной мерзлоты и дикой тайги. В 1-й пол. 20 в. возникли корякская (К. Кеккетын, Х. Нутэвийн), хантыйская (Г. Д. Лазарев), мансийская (П. К. Чейметов), нанайская (поэт и просветитель А. Д. Самар), ненецкая (Т. Вылка), чукотская (поэт и фольклорист Ф. Тынэтэгын), эвенская (Н. С. Тарабукин), эвенкийская (поэты Г. Марков и А. М. Салаткин), эскимосская (прозаик Айвангу, поэт Ю. М. Анко), юкагирская (Т. Одулок), удэгейская (Дж. Б. Кимонко) литературы.
Во 2-й пол. 20 в. возникли ительменская (Г. Г. Поротов), нивхская (В. М. Санги), ульчская (А. Л. Вальдю), долганская (О. Аксёнова) и саамская (Н. Большакова) литературы. В это время появляются произведения нанайского прозаика Г. Г. Ходжера, чукот. писателей Ю. С. Рытхэу и В. В. Ятыргина (повесть «Мальчик из стойбища», 1962), юкагирского прозаика С. Н. Курилова, коряка В. Коянто (повесть «Месяц молочных важенок», 1974; книга рассказов и повестей «Верхние люди подождут», 1976), манси Ю. Шесталова, ненцев В. Н. Ледкова и А. Неркаги (повести «Анико из рода Ного», 1977; «Илир», 1978), эвена А. В. Кривошапкина, эвенк. писательницы Г. Кэптукэ. Важным событием стало издание в 1961 антологий прозы («От Москвы до тайги одна ночёвка») и поэзии («Север поёт») сев. народов. Поэзия этого периода представлена творчеством чукот. поэтессы А. А. Кымытваль и эскимосской поэтессы З. Ненлюмкиной (сб. «Птицы Наукана», 1979), эвенка А. Немтушкина, ненецких поэтов Л. Лапцуя (поэма «Эдейка», 1973) и П. Явтысыя (сб. «В белой панице земля», 1973), юкагира У. Адо (сб. «Рассказы Юко», 1973), хантов М. И. Шульгина (сб. «Благодарность», 1975) и Р. П. Ругина (сб. «Метель на ладони», 1982), нанайского поэта А. А. Пассара (сб. «Мудрость тайги», 1974), саамских поэтов А. А. Бажанова (сб. «Солнце над тундрой», 1983) и О. Вороновой (сб-ки «Снежница», 1986, «Вольная птица», 1987, «Жизнь», 1991, «Поле жизни», 1995) и др.
Лит-ра последних десятилетий обнажает драматизм существования этносов, вынужденных встраиваться в чуждую их традиц. укладу цивилизацию, расколотость нац. сознания, утрату глубинной связи с природой. Для неё характерно сочетание интереса к индивидуальной психологии современника с вниманием к духовному наследию предков, к фольклорно-мифологич. истокам нац. культуры: роман-сказание «И лун медлительных поток…» манси А. М. Коньковой и Г. К. Сазонова (1990), рассказы «Бой с волком» (1990), «Первая добыча» (1992) ненца В. Неркагы, произведения хантов А. М. Сенгепова («Рассказы старого ханты», 1994) и Е. Д. Айпина, нанайской поэтессы А. П. Ходжер (сб. «Дученку поёт», 1990) и др.