Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРА́ЙНЕГО СЕ́ВЕРА И ДА́ЛЬНЕГО ВОСТО́КА НАРО́ДОВ ЛИТЕРАТУ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 565

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. И. Бирюкова

КРА́ЙНЕГО СЕ́ВЕРА И ДА́ЛЬНЕГО ВОС­ТО́КА НАРО́ДОВ ЛИТЕРАТУ́РЫ, ли­те­ра­ту­ры ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов тун­д­ро­вых и та­ёж­ных зон ази­ат. и ев­роп. тер­ри­то­рии РФ: дол­ган, итель­ме­нов, ко­ря­ков, ман­си, на­най­цев, нен­цев, нив­хов, саа­мов, удэ­гей­цев, уль­чей, хан­тов, чук­чей, эвен­ков, эве­нов, эс­ки­мо­сов, юка­ги­ров и др. На про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни един­ст­вен­ной фор­мой бы­то­ва­ния сло­вес­ной куль­ту­ры се­вер­ных и даль­не­во­сточ­ных на­ро­дов бы­ло уст­ное твор­че­ст­во (ми­фы, ис­то­рич. пре­да­ния, ле­ген­ды, ска­за­ния, по­уче­ния, сказ­ки, пес­ни, по­сло­ви­цы, за­гад­ки и др.). Во 2-й пол. 19 в. бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны эт­но­гра­фич. экс­пе­ди­ции на Даль­ний Вос­ток, сде­ла­ны пер­вые за­пи­си фольк­лор­ных тек­стов [В. Г. Бо­го­раз, И. Е. Ве­ниа­ми­нов (см. Иннокентий), В. И. Ио­хель­сон и др.], со­став­ле­ны пер­вые бу­к­ва­ри и аз­бу­ки для на­ро­дов Се­ве­ра. В 1926 1-й Крае­вой съезд Со­ветов Даль­не­го Вос­то­ка при­нял ре­ше­ние о соз­да­нии пись­мен­но­сти на язы­ках на­ро­дов Се­ве­ра. Раз­ра­бот­кой дан­но­го во­про­са на­чал за­ни­мать­ся Ле­нингр. ин-т на­ро­дов Се­ве­ра (ос­но­ван в 1929). На 1-й Все­рос. кон­фе­рен­ции по раз­ви­тию язы­ков и пись­мен­но­сти на­ро­дов Се­ве­ра (1932) был ут­вер­ждён про­ект соз­да­ния 14 нац. лит. язы­ков, по­ло­жив­ший на­ча­ло раз­ви­тию учеб­ной и ху­дож. лит-ры. Боль­шую роль в ста­нов­ле­нии лит-ры се­вер­но­го и даль­не­во­сточ­но­го ре­гио­нов сыг­ра­ла про­све­тит. дея­тель­ность пе­ре­во­дчи­ков, пе­да­го­гов, фольк­ло­ри­стов, эт­но­гра­фов, язы­ко­ве­дов, ис­то­ри­ков, со­ста­ви­те­лей пер­вых сло­ва­рей и учеб­ни­ков (Г. М. Ва­си­ле­вич, Л. Ва­силь­е­ва, Н. Гру­ди­ни­на, Я. Коз­лов­ский, Я. П. Кошкин, Е. А. Крейнович, Г. А. Ме­нов­щи­ков, Г. Н. Про­кофь­ев, П. Я. Ско­рик, В. И. Цин­ци­ус, М. Яс­нов). В 1920–1930-е гг. мн. пи­са­те­ли про­шли шко­лу лит. круж­ков и объ­е­ди­не­ний, дей­ст­во­вав­ших при учеб­ных за­ве­де­ни­ях, мо­ло­дёж­ных ор­га­ни­за­ци­ях и пр. уч­ре­ж­де­ни­ях в Ле­нин­гра­де и в мес­тах про­жи­ва­ния ко­рен­ных ма­ло­числ. на­ро­дов (Са­ле­хард, Нарь­ян-Мар, Па­ла­на, Уэлен и др.). В нач. 1930-х гг. был взят курс на раз­ви­тие нац. язы­ков, но уже с 1938 его сме­ни­ла по­ли­ти­ка ру­си­фи­ка­ции. Её уси­ле­ние в 1-й пол. 1960-х гг. при­ве­ло к на­ру­ше­нию сло­жив­ше­го­ся дву­язы­чия; не­ко­то­рые язы­ки ока­за­лись на гра­ни ис­чез­но­ве­ния. С кон. 20 в. пред­при­ни­ма­ют­ся уси­лия по воз­ро­ж­де­нию нац. язы­ков.

Твор­че­ст­во се­вер­ных и даль­не­во­сточ­ных пи­са­те­лей пред­став­ле­но ши­ро­ким спек­тром жан­ров, как про­заи­че­ских (пуб­ли­ци­стич. и ху­дож. очерк, об­ра­бот­ки нар. ска­зок и пре­да­ний, ро­ман, по­весть, рас­сказ), так и по­эти­че­ских (при­ро­до­опи­са­тель­ная и ме­ди­та­тив­ная ли­ри­ка, по­эма); оно про­ни­за­но ма­гич. сим­во­ли­кой, от­ра­жаю­щей уко­ре­нён­ность лит-ры этих ре­гио­нов в нац. фольк­ло­ре.

В сов. вре­мя лит-ра се­вер­ных и даль­не­во­сточ­ных на­ро­дов раз­ви­ва­лась в рус­ле со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма; свое­обра­зие ей при­да­ёт ха­рак­тер­ный мо­тив ду­хов­но­го под­ви­га лю­дей, ос­ваи­ваю­щих край веч­ной мерз­ло­ты и ди­кой тай­ги. В 1-й пол. 20 в. воз­ник­ли ко­ряк­ская (К. Кек­ке­тын, Х. Ну­тэ­вийн), хан­тый­ская (Г. Д. Ла­за­рев), ман­сий­ская (П. К. Чей­ме­тов), на­най­ская (по­эт и про­све­ти­тель А. Д. Са­мар), не­нец­кая (Т. Выл­ка), чу­кот­ская (по­эт и фольк­ло­рист Ф. Ты­нэ­тэ­гын), эвен­ская (Н. С. Та­ра­бу­кин), эвен­кий­ская (по­эты Г. Мар­ков и А. М. Са­лат­кин), эс­ки­мос­ская (про­за­ик Ай­ван­гу, по­эт Ю. М. Ан­ко), юка­гир­ская (Т. Оду­лок), удэ­гей­ская (Дж. Б. Ки­мон­ко) ли­те­ра­ту­ры.

Во 2-й пол. 20 в. воз­ник­ли итель­мен­ская (Г. Г. По­ро­тов), нивх­ская (В. М. Сан­ги), ульч­ская (А. Л. Валь­дю), дол­ган­ская (О. Ак­сё­но­ва) и са­ам­ская (Н. Боль­ша­ко­ва) ли­те­ра­ту­ры. В это вре­мя по­яв­ля­ют­ся про­из­ве­де­ния на­най­ско­го про­заи­ка Г. Г. Ход­же­ра, чу­кот. пи­са­те­лей Ю. С. Рыт­хэу и В. В. Ятыр­ги­на (по­весть «Маль­чик из стой­би­ща», 1962), юка­гир­ско­го про­заи­ка С. Н. Ку­ри­ло­ва, ко­ря­ка В. Ко­ян­то (по­весть «Ме­сяц мо­лоч­ных ва­же­нок», 1974; кни­га рас­ска­зов и по­вес­тей «Верх­ние лю­ди по­до­ж­дут», 1976), ман­си Ю. Шес­та­ло­ва, нен­цев В. Н. Лед­ко­ва и А. Нер­ка­ги (по­вес­ти «Ани­ко из ро­да Но­го», 1977; «Илир», 1978), эве­на А. В. Кри­во­шап­ки­на, эвенк. пи­са­тель­ни­цы Г. Кэп­ту­кэ. Важ­ным со­бы­ти­ем ста­ло из­да­ние в 1961 ан­то­ло­гий про­зы («От Мо­ск­вы до тай­ги од­на но­чёв­ка») и по­эзии («Се­вер по­ёт») сев. на­ро­дов. По­эзия это­го пе­рио­да пред­став­ле­на твор­че­ст­вом чу­кот. по­этес­сы А. А. Кы­мыт­валь и эс­ки­мос­ской по­этес­сы З. Нен­люм­ки­ной (сб. «Пти­цы Нау­ка­на», 1979), эвен­ка А. Нем­туш­ки­на, не­нец­ких по­этов Л. Лап­цуя (по­эма «Эдей­ка», 1973) и П. Яв­ты­сыя (сб. «В бе­лой па­ни­це зем­ля», 1973), юка­ги­ра У. Адо (сб. «Рас­ска­зы Юко», 1973), хан­тов М. И. Шуль­ги­на (сб. «Бла­го­дар­ность», 1975) и Р. П. Ру­ги­на (сб. «Ме­тель на ла­до­ни», 1982), на­най­ско­го по­эта А. А. Пас­са­ра (сб. «Муд­рость тай­ги», 1974), са­ам­ских по­этов А. А. Ба­жа­но­ва (сб. «Солн­це над тун­д­рой», 1983) и О. Во­ро­но­вой (сб-ки «Снеж­ни­ца», 1986, «Воль­ная пти­ца», 1987, «Жизнь», 1991, «По­ле жиз­ни», 1995) и др.

Лит-ра по­след­них де­ся­ти­ле­тий об­на­жа­ет дра­ма­тизм су­ще­ст­во­ва­ния эт­но­сов, вы­ну­ж­ден­ных встраи­вать­ся в чу­ж­дую их тра­диц. ук­ла­ду ци­ви­ли­за­цию, рас­ко­ло­тость нац. соз­на­ния, ут­ра­ту глу­бин­ной свя­зи с при­ро­дой. Для неё ха­рак­тер­но со­че­та­ние ин­те­ре­са к ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии со­вре­мен­ни­ка с вни­ма­ни­ем к ду­хов­но­му на­сле­дию пред­ков, к фольк­лор­но-ми­фо­ло­гич. ис­то­кам нац. куль­туры: ро­ман-ска­за­ние «И лун мед­ли­тель­ных по­ток…» ман­си А. М. Конь­ко­вой и Г. К. Са­зо­но­ва (1990), рас­ска­зы «Бой с вол­ком» (1990), «Пер­вая до­бы­ча» (1992) нен­ца В. Нер­ка­гы, про­из­ве­де­ния хан­тов А. М. Сен­ге­по­ва («Рас­ска­зы ста­ро­го хан­ты», 1994) и Е. Д. Ай­пи­на, нанай­ской по­этес­сы А. П. Ход­жер (сб. «Ду­чен­ку по­ёт», 1990) и др.

Изд.: Юкагирская литература / Сост. В. В. Ог­рыз­ко. М., 2006; Между оттепелью и сму­той. Антология рассказа. 1958–2007. Кн. 1–2. М., 2007.

Лит.: Ко­ма­нов­ский Б. Л. Пу­ти раз­ви­тия ли­те­ра­тур на­ро­дов Край­не­го Се­ве­ра и Даль­него Вос­то­ка. Ма­га­дан, 1977; Комаров С., Ла­гу­но­ва О. О характеристике лите­ратур­но­го мыш­ления народов Севера (экологическая про­б­лематика, жанровые ориентиры) // Кос­мос Севера. Тюмень, 1996; Коренные мало­чис­лен­ные народы России на пороге XXI века: Проблемы. Приоритеты. СПб., 2001; Книж­ная культура юкагиров / Сост. Л. Н. Пота­по­ва. Якутск, 2005; Ог­рыз­ко В. В. Североведы России: Материалы к биографическому сло­ва­рю. М., 2007; Чукотская литература: Сб. ста­тей. М., 2007; Корякская литература: мате­риа­лы и исследования / Сост. В. В. Ог­рыз­ко. М., 2008; Эскимосская литература: матери­а­лы и исследования / Сост. В. В. Ог­рыз­ко. М., 2008; Пи­са­те­ли Чу­кот­ки: Био­биб­лио­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. Ана­дырь, 1993; Ог­рыз­ко В. В. Пи­са­те­ли и ли­те­ра­то­ры ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов Се­ве­ра и Даль­не­го Вос­то­ка: Био­биб­лио­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. В 2 ч. М., 1998–1999.

Вернуться к началу