Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРЖАВИН НАУМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. И. Минералов

КОРЖА́ВИН На­ум (псевд.; наст. имя и фам. На­ум Мои­сее­вич Ман­дель) (14. 10.1925, Ки­ев – 22.6.2018, Дарем, штат Северная Каролина, США; похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище), рус. по­эт, кри­тик, пуб­ли­цист. В 1945 по­сту­пил в Лит. ин-т им. М. Горь­ко­го в Мо­ск­ве, но под­верг­ся аре­сту и был со­слан в с. Чу­ма­ко­во Но­во­си­бир­ской обл. (1948–51), за­тем в Ка­ра­ган­ду (до 1954), где в 1953 окон­чил гор­ный тех­ни­кум. По­сле ам­ни­стии и по­сле­дую­щей реа­би­ли­та­ции (1956) К. за­вер­шил учё­бу в Лит. ин-те (1959). Пе­ча­тал­ся в пе­рио­ди­ке, а так­же в альм. «Та­рус­ские стра­ни­цы» (1961). В 1963 бы­ла опуб­ли­ко­ва­на пер­вая кн. сти­хов «Го­ды». Боль­шой ус­пех име­ла пье­са К. «Од­на­ж­ды в два­дца­том» (пост. в 1967). Мно­гие про­из­ве­де­ния К. вви­ду их по­ли­тич. ост­ро­ты рас­про­стра­ня­лись в сам­из­да­те. Жил в США: с 1974 в Бостоне, с 2014 в Чапел-Хилле (штат Северная Каролина), с нач. 2018 в Дареме. В эмиг­ра­ции вы­шли по­этич. сб-ки «Вре­ме­на» (1976), «Спле­те­ния» (1981), «Пись­мо в Мо­ск­ву» (1991) и др. По­эзии К., от­ли­чаю­щей­ся про­сто­той и яс­но­стью сти­ля, при­су­ще яр­ко вы­ра­жен­ное пуб­ли­ци­стич. на­ча­ло: раз­мыш­ле­ния о рус. ис­то­рии и судь­бе сво­его по­ко­ле­ния чу­ж­ды па­те­ти­ки и не­ред­ко про­ни­за­ны иро­ни­ей (в позд­них про­из­ве­де­ни­ях по­рой пе­ре­хо­дя­щей в са­мо­иро­нию). К. – ав­тор по­эм «Ут­вер­жде­ние» (1948), «Всту­п­ле­ние в по­эму» (1952), «На смерть Ста­ли­на» (1953), «Тань­ка» (1957), «Ро­ж­де­ние ве­ка» (1962), «Аб­рам Пру­жи­нер» (созд. в 1971; ос­но­ва­на на ре­ми­нис­цен­ции из ро­ма­на М. А. Бул­га­ко­ва «Бе­лая гвар­дия»), «По­эма гре­ха» (1974), «По­эма при­ча­ст­но­сти» (1982) и др.; лит.-кри­тич. ста­тей «В за­щи­ту ба­наль­ных ис­тин: О по­эти­че­ской фор­ме» (1961), «По­эзия А. К. Тол­сто­го» (1967), «Судь­ба Яро­сла­ва Сме­ля­ко­ва» (1974), «Ан­на Ах­ма­то­ва и Се­реб­ря­ный век» (1989), «Ге­не­зис "сти­ля опе­ре­жаю­щей ге­ни­аль­но­сти", или Миф о ве­ли­ком Брод­ском» (2002) и др.; сб-ка пуб­ли­ци­сти­ки «Гар­мо­ния про­тив без­вре­ме­нья» (1989); вос­по­ми­на­ний «Опыт по­эти­че­ской био­гра­фии» (1975), «В со­блаз­нах кро­ва­вой эпо­хи» (отд. изд., кн. 1–2, 2005).

Соч.: Вре­мя да­но: Сти­хи и по­эмы. М., 1992; На ско­се ве­ка: Сти­хи и поэ­мы. М., 2008.

Лит.: Вой­но­вич В. Н. Три порт­ре­та // Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры. 1993. № 4.

Вернуться к началу