Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛАДБИ́ЩЕНСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 209

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Махов

КЛАДБИ́ЩЕНСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ (англ. Gra­veyard poetry, нем. Kirchhofpoesie), раз­но­вид­ность ме­ди­та­тив­ной ли­ри­ки в 17 – нач. 19 вв.; раз­мыш­ле­ние о брен­но­сти зем­но­го и бу­ду­щем вос­кре­ше­нии из мёрт­вых. Один из пер­вых об­раз­цов К. п. – «Мыс­ли о клад­би­ще и мес­тах упо­кое­ния мёрт­вых» А. Гри­фиу­са (1656). В сер. 18 в. К. п. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в Ве­ли­ко­бри­та­нии: её пред­ста­ви­те­ли – Т. Пар­нелл, Э. Юнг, Р. Блэр; наи­бо­лее из­вест­ный об­ра­зец – «Эле­гия, на­пи­сан­ная на сель­ском клад­би­ще» Т. Грея (1751). Во 2-й пол. 18 в. К. п. вхо­дит в ре­пер­туар ев­роп. сен­ти­мен­та­лиз­ма и пред­ро­ман­тиз­ма: в Гер­ма­нии жанр раз­ра­ба­ты­ва­ют И. Ф. фон Кро­негк, Л. К. Г. Хёл­ти, Л. Тик; во Фран­ции – Г. Ле­гу­ве, Ш. Ж. Л. де Шен­дол­ле; в Ита­лии – И. Пин­де­мон­те; в Рос­сии – Н. М. Ка­рам­зин («Клад­би­ще», 1792; пе­ре­вод сти­хо­тво­ре­ния нем. по­эта Л. Ко­зе­гар­те­на), Г. П. Ка­ме­нев («Клад­би­ще», 1796), В. А. Жу­ков­ский (два пе­ре­во­да эле­гии Грея, 1802 и 1839). В К. п. ме­ди­та­тив­ное на­ча­ло со­че­та­ет­ся с ус­той­чи­вы­ми пей­заж­ны­ми мо­ти­ва­ми (мо­гиль­ные па­мят­ни­ки, над­гроб­ные де­ре­вья, звон ко­ло­ко­ла, кри­ки во­ро­нов и т. п.). Со­зер­ца­ние клад­би­ща трак­ту­ет­ся как спо­соб дос­тичь под­лин­ной муд­ро­сти, про­ти­во­стоя­щей лож­ной книж­ной учё­но­сти. Тра­гич. осоз­на­ние брен­но­сти все­го зем­но­го, со­чув­ст­вие го­рю лю­дей, пла­чу­щих на мо­ги­лах близ­ких, в К. п., как пра­ви­ло, сме­ня­ют­ся бла­го­дар­но­стью смер­ти за то, что она «ве­дёт нас к до­му» (Блэр), и уве­рен­но­стью в гря­ду­щем вос­кре­ше­нии и со­еди­не­нии с лю­би­мы­ми. Клад­би­щен­ские ме­ди­та­ции в по­эзии 19–20 вв. («Ко­гда за го­ро­дом, за­дум­чив, я бро­жу...» А. С. Пуш­ки­на, 1836; «Мор­ское клад­би­ще» П. Ва­ле­ри, 1920, и др.), со­хра­няя не­ко­то­рые тра­ди­ции, осо­бен­но в пе­ре­да­че клад­би­щен­ско­го пей­за­жа, уже не при­над­ле­жат к соб­ст­вен­но К. п., т. к. обыч­но ли­ше­ны ха­рак­тер­но­го сен­ти­мен­таль­но­го на­строе­ния и мис­ти­че­ско­го оп­ти­миз­ма.

Лит.: Draper J. W. The funeral elegy and the rise of English romanticism. N. Y., 1929.

Вернуться к началу