Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИМ ЮЛИЙ ЧЕРСАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 678

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Богатырёва
Фото А. И. Нагаева

КИМ Юлий Чер­са­но­вич (р. 23.12.1936, Мо­ск­ва), рус. по­эт, ком­по­зи­тор. Окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т Мо­с­ков­ско­го гос. пе­да­го­гич. ин-та им. В. И. Ле­ни­на (1959). Ра­бо­тал учи­те­лем рус. язы­ка и лит-ры на Кам­чат­ке (1959–62), в моск. шко­лах (1962–68). Один из ве­ду­щих мас­те­ров ав­тор­ской пес­ни. Пер­вые пес­ни и сти­хи соз­дал в го­ды сту­ден­че­ст­ва: «Гриб» (1957), «В лес­ни­че­ст­ве» (1958), «Гу­бы ока­ян­ные» (1959) и др. Для школь­ных те­ат­ра­ли­зо­ван­ных вы­сту­п­ле­ний на­пи­сал пес­ни «Ка­пи­тан Бе­ринг» (1959), «Тун­д­ра моя» (1960), «Тум­гу­тум» (1960); муз. цикл к 150-ле­тию Бо­ро­дин­ской бит­вы («Гре­на­де­ры», «Ка­ва­лер­гар­ды», «Бом­бар­ди­ры» и др.; 1962). Вы­сту­пал с ис­пол­не­ни­ем собств. пе­сен с нач. 1960-х гг. С сер. 1960-х гг. при­ни­мал уча­стие в пра­во­за­щит­ном дви­же­нии. Ост­ро­со­ци­аль­ные пес­ни К. 1960-х гг. пе­ре­да­ют от­но­ше­ние на­ро­да к вла­сти во всех его эмо­цио­наль­ных от­тен­ках – от на­смеш­ли­вой яз­ви­тель­но­сти до от­кры­той не­на­вис­ти: на­пи­сан­ная эзо­по­вым язы­ком «Ве­сен­няя пе­сен­ка» (1963), ис­пол­нен­ное злой иро­нии «Ска­за­ние о Пет­ре Яки­ре, ко­то­рый ро­дил­ся в 1923 го­ду, а сел в 1937-м» (1964), гнев­ное «Пись­мо хун­вей­би­нам» (1966), сар­ка­сти­че­ский «Мо­но­лог пья­но­го Бреж­не­ва» (1968) и др. До­ку­мен­таль­ная ос­но­ва со­че­та­ет­ся в пес­нях К. с ги­пер­бо­лич., са­ти­рич. и фан­та­стич. об­раз­ами, ими­тация бы­то­вой ре­чи – с гнев­ной па­те­ти­кой. В 1969–85 под псевд. Ю. Ми­хай­лов со­труд­ни­чал с ре­жис­сё­ра­ми те­ат­ра и ки­но. Ав­тор сти­хов к пес­ням из филь­мов «Бум­ба­раш», «Ост­ров со­кро­вищ», «Точ­ка-точ­ка-за­пя­тая», «Две­на­дцать стуль­ев», «Про Крас­ную Ша­поч­ку», «Обык­но­вен­ное чу­до», «Уса­тый нянь», «Яро­слав­на, ко­ро­ле­ва Фран­ции», «Дуль­си­нея То­бос­ская», «Пеп­пи-Длин­ный­чу­лок», «Че­ло­век с буль­ва­ра Ка­пу­ци­нов», «Убить дра­ко­на» и др.; пе­сен к спек­так­лям. Сре­ди про­из­ве­де­ний К. – пье­сы «Ной и его сы­но­вья» (пост. 1985), «Мо­с­ков­ские кух­ни» (пост. 1989), «Кто ца­рев­ну по­це­лует?» (пост. 1997); пе­ре­ло­же­ния для сце­ны лит. про­из­ве­де­ний; цикл очер­ков «Од­на­ж­ды Ми­хай­лов…» (1990–2000); очер­ки о мас­те­рах ав­тор­ской пес­ни «Спой нам, Виз­бор!» (1985), «О пес­нях Ми­хаи­ла Щер­ба­ко­ва» (1990), «Па­мя­ти Ев­ге­ния Кляч­ки­на» (1994), «Воз­вра­ще­ние Га­ли­ча» (1993).

Соч.: На соб­ст­вен­ный мо­тив. М., 1998; Со­б­ра­нье пе­ст­рых глав. М., 1998. [T. 1–2]; Со­чи­не­ния. М., 2000; Мо­заи­ка жиз­ни. М., 2000; Бе­ле­ет мой па­рус. М., 2002; Бу­кет из раз­но­тра­вья. М., 2006.

Лит.: Бо­га­ты­ре­ва Н. «…И сол­неч­ный па­рус вда­ли». О твор­че­ст­ве Ю. Ки­ма. М., 2006.

Вернуться к началу