КА́ФКА ФРАНЦ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
КА́ФКА (Kafka) Франц (3.7.1883, Прага – 3.6.1924, Кирлинг, близ Вены; похоронен в Праге), австр. писатель. Родился в семье евр. торговца. В гимназии (окончил в 1901) увлекался произведениями Г. Ибсена, натуралистич. драмой, трудами Б. Спинозы, Ф. Ницше, Ч. Дарвина. Изучал химию, юриспруденцию, германистику, историю искусств в Пражском ун-те (1901–06). В студенч. годы проявлял интерес к лит. и обществ. жизни Праги; познакомился с Ф. Верфелем, М. Бубером, Г. Мейринком, М. Бродом и др. Испытал глубокое воздействие творчества Г. фон Клейста, Э. Т. А. Гофмана, Г. Флобера, Ф. М. Достоевского и Ч. Диккенса. Среди первых произведений К. – прозаич. фрагмент «Описание одной борьбы» («Beschreibung eines Kampfes», 1905, опубл. в 1909); бóльшую часть своих ранних текстов К. позднее уничтожил. В 1906 получил степень д-ра права; в течение года проходил стажировку в суде по гражданским и уголовным делам; в 1908 поступил на службу в Об-во по страхованию рабочих от несчастных случаев. Дебютировал в 1908 публикацией 8 прозаич. текстов в ж. «Hyperion». В 1908–12 проявлял активный интерес к политике: в 1909 посещал собрания чеш. социалистич. «Клуба молодых», читал произведения М. А. Бакунина, А. И. Герцена, П. А. Кропоткина. В 1909–10 совершил поездки вместе с М. Бродом в Италию, Германию, Париж и Швейцарию. В 1910–12 посещал семейный кружок О. и Б. Фанта, где выступали с докладами ведущие пражские интеллектуалы (философы, физики, математики). В 1910 начал вести дневник, ставший его творч. лабораторией. В 1911 познакомился с актёром И. Леви и с труппой евр. нар. театра из Лемберга, пробудившей интерес К. к евр. нар. литературе и истории евреев. В февр. 1912 К. организовал с Леви лит. вечер, где выступил с чтением новеллы Ф. Грильпарцера «Бедный музыкант». Во время летней поездки в Веймар и Лейпциг К. установил контакт с изд-вом К. Вольфа, в котором публиковал позднее свои книги. Переворот в творчестве К. произошёл осенью 1912, когда были созданы новеллы «Приговор» («Das Urteil», опубл. в 1913) и «Превращение» («Die Verwandlung», опубл. в 1916): визионерское, интуитивно-сновидческое повествование ведётся в сдержанном стиле, скупом на слова и чуждом метафорич. прикрас; при внешней достоверности деталей обстановки и поведения персонажи помещены в алогичные, абсурдные ситуации, охвачены чувством тревоги и страха. В дек. 1912 К. выступил с публичным чтением новеллы «Приговор». В 1913 вышел сборник импрессионистич. зарисовок «Созерцание» («Die Betrachtung»). В 1912 начата работа над романом «Пропавший без вести» [«Америка» («Amerika»), опубл. в 1927; не завершён; 1-я глава вышла под назв. «Кочегар» («Der Heizer», 1913)]. В 1913 К. открыл для себя экзистенциалистскую философию С. Кьеркегора. Переписка К. с невестой Фелицией Бауэр в 1912–17 воссоздаёт трагич. образ писателя – одинокой, обречённой на поражение личности, подавленной тяжестью экзистенциальной вины и беспощадного мира бюрократии.
С авг. 1914 по янв. 1915 К. работал над романом «Процесс» («Der Prozeß», опубл. в 1925; не завершён). В нём он выстраивает особый худож. мир в духе современного ему авангардного иск-ва (В. В. Кандинский, П. Пикассо): реальность подвергается сновидческой редукции, изъятие смысловых связей придаёт событиям неопределённость, необъяснимость и загадочность; окружающая героя действительность утрачивает привычные взаимосвязи и логику. Зыбкая, двоящаяся картина мира осложнена притчеобразностью сюжетных и речевых ситуаций. Осенью 1914 написана новелла «В исправительной колонии» («In der Strafkolonie», опубл. в 1919); в 1916–17 – рассказы, составившие сб. «Сельский врач» («Ein Landarzt», опубл. в 1919), в который включён фрагмент из романа «Процесс» – притча «Перед законом» («Vor dem Gesetz»). В сент. 1917 у К. обнаружена тяжёлая форма туберкулёза лёгких. В 1917–19 он длительное время проводит в деревне и в санаториях. Обращаясь к филос. размышлениям «о последних вещах», К. в «Письме к отцу» («Brief an den Vater», 1919) анализирует процессы и механизмы подавления личности в патриархальной семье, символически представляющей экзистенциальную ситуацию человека в мире отчуждения. Критически переосмысляя свою роль в литературе, К. составляет первое завещание, в котором просит после его смерти уничтожить всё им написанное. В 1920 проявляет повышенный интерес к произведениям Л. Н. Толстого. Отношения и переписка с чеш. журналисткой и переводчицей Миленой Ясенской в 1920–1922 служат стимулом вернуться к активному лит. творчеству. В февр. 1922 К. начал работу над романом «Замок» («Das Schloß», опубл. в 1926; не завершён). В нём, как и в новеллах этого времени, К. обращается к положению художника в мире, к вопросу о смысле и абсурдности творчества, к взаимоотношениям одинокого творца, толпы и власти. В 1922 К. вышел на пенсию по болезни; в том же году написана и опубликована новелла «Голодарь» («Ein Hungerkünstler»). В сент. 1923 К. переезжает в Берлин, читает евр. религ. литературу, посещает лекции в Ин-те иудаистики. В незавершённой новелле «Нора» («Der Bau», 1923–24) К. воспроизвёл своё психологич. состояние, экзистенциальный страх перед жизнью. По настоянию К. его подруга и сиделка Д. Димант сожгла рукописи нескольких его произведений. Из-за резкого ухудшения здоровья и бурной инфляции в Германии К. в марте 1924 вернулся в Прагу, где написал свою последнюю новеллу «Певица Жозефина, или Народ мышей» («Josephine die Sängerin, oder Das Volk der Mäuse»). В апр. 1924 друзья перевезли К. в лёгочный санаторий под Веной, где он и умер. Вопреки новому завещанию, составленному К. перед смертью, его ближайший друг и душеприказчик М. Брод в сер. 1920-х гг. опубликовал три его незавершённых романа, а в 1930-е гг. – собрание сочинений.
При жизни К. его творчество высоко оценивали Р. Музиль, Р. Вальзер, К. Тухольский, А. Дёблин, Б. Брехт, Т. Манн, однако признание К. крупнейшей фигурой лит-ры 20 в. и «столпом модернизма» произошло лишь после 2-й мировой войны. Творческая манера К. оказала огромное влияние на мн. писателей 2-й пол. 20 в. (Ф. Дюрренматт, М. Фриш, Т. Бернхард, А. Камю, С. Беккет, Г. Маркес и др.). Первая книга переводов произведений К. на рус. яз. издана в 1965.