Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ФКА ФРАНЦ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 386

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: А. В. Белобратов

КА́ФКА (Kafka) Франц (3.7.1883, Пра­га – 3.6.1924, Кир­линг, близ Ве­ны; по­хо­ро­нен в Пра­ге), австр. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье евр. тор­гов­ца. В гим­на­зии (окон­чил в 1901) ув­ле­кал­ся про­из­ве­де­ния­ми Г. Иб­се­на, на­ту­ра­ли­стич. дра­мой, тру­да­ми Б. Спи­но­зы, Ф. Ниц­ше, Ч. Дар­ви­на. Изу­чал хи­мию, юрис­пру­ден­цию, гер­ма­ни­сти­ку, ис­то­рию ис­кусств в Праж­ском ун-те (1901–06). В сту­денч. го­ды про­яв­лял ин­те­рес к лит. и об­ществ. жиз­ни Пра­ги; по­зна­ко­мил­ся с Ф. Вер­фе­лем, М. Бу­бе­ром, Г. Мей­рин­ком, М. Бро­дом и др. Ис­пы­тал глу­бо­кое воз­дей­ст­вие твор­че­ст­ва Г. фон Клей­ста, Э. Т. А. Гоф­ма­на, Г. Фло­бе­ра, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го и Ч. Дик­кен­са. Сре­ди пер­вых про­из­ве­де­ний К. – про­за­ич. фраг­мент «Опи­са­ние од­ной борь­бы» («Beschreibung eines Kampfes», 1905, опубл. в 1909); бóльшую часть сво­их ран­них тек­стов К. позд­нее унич­то­жил. В 1906 по­лу­чил сте­пень д-ра пра­ва; в те­че­ние го­да про­хо­дил ста­жи­ров­ку в су­де по гра­ж­дан­ским и уго­лов­ным де­лам; в 1908 по­сту­пил на служ­бу в Об-во по стра­хо­ва­нию ра­бо­чих от не­сча­ст­ных слу­ча­ев. Де­бю­ти­ро­вал в 1908 пуб­ли­ка­ци­ей 8 про­за­ич. тек­стов в ж. «Hy­perion». В 1908–12 про­яв­лял ак­тив­ный ин­те­рес к по­ли­ти­ке: в 1909 по­се­щал со­б­ра­ния чеш. со­циа­ли­стич. «Клу­ба мо­ло­дых», чи­тал про­из­ве­де­ния М. А. Ба­ку­ни­на, А. И. Гер­це­на, П. А. Кро­пот­ки­на. В 1909–10 со­вер­шил по­езд­ки вме­сте с М. Бро­дом в Ита­лию, Гер­ма­нию, Па­риж и Швей­ца­рию. В 1910–12 по­се­щал се­мей­ный кру­жок О. и Б. Фан­та, где вы­сту­па­ли с док­ла­да­ми ве­ду­щие праж­ские ин­тел­лек­туа­лы (фи­ло­со­фы, фи­зи­ки, ма­те­ма­ти­ки). В 1910 на­чал вес­ти днев­ник, став­ший его творч. ла­бо­ра­то­ри­ей. В 1911 по­зна­ко­мил­ся с ак­тё­ром И. Ле­ви и с труп­пой евр. нар. те­ат­ра из Лем­бер­га, про­бу­див­шей ин­те­рес К. к евр. нар. ли­те­ра­ту­ре и ис­то­рии ев­ре­ев. В февр. 1912 К. ор­га­ни­зо­вал с Ле­ви лит. ве­чер, где вы­сту­пил с чте­ни­ем но­вел­лы Ф. Гриль­пар­це­ра «Бед­ный му­зы­кант». Во вре­мя лет­ней по­езд­ки в Вей­мар и Лейп­циг К. ус­та­но­вил кон­такт с изд-вом К. Воль­фа, в ко­то­ром пуб­ли­ко­вал позд­нее свои кни­ги. Пе­ре­во­рот в твор­че­ст­ве К. про­изо­шёл осе­нью 1912, ко­гда бы­ли соз­да­ны но­вел­лы «При­го­вор» («Das Urteil», опубл. в 1913) и «Пре­вра­ще­ние» («Die Ver­wand­lung», опубл. в 1916): ви­зио­нер­ское, ин­туи­тив­но-сно­вид­че­ское по­ве­ст­во­ва­ние ве­дёт­ся в сдер­жан­ном сти­ле, ску­пом на сло­ва и чу­ж­дом ме­та­фо­рич. при­крас; при внеш­ней дос­то­вер­но­сти де­та­лей об­ста­нов­ки и по­ве­де­ния пер­со­на­жи по­ме­ще­ны в ало­гич­ные, аб­сурд­ные си­туа­ции, ох­ва­че­ны чув­ст­вом тре­во­ги и стра­ха. В дек. 1912 К. вы­сту­пил с пуб­лич­ным чте­ни­ем но­вел­лы «При­го­вор». В 1913 вы­шел сбор­ник им­прес­сио­ни­стич. за­ри­со­вок «Со­зер­ца­ние» («Die Betrachtung»). В 1912 на­ча­та ра­бо­та над ро­ма­ном «Про­пав­ший без вес­ти» [«Аме­ри­ка» («Amerika»), опубл. в 1927; не за­вер­шён; 1-я гла­ва вы­шла под назв. «Ко­че­гар» («Der Heizer», 1913)]. В 1913 К. от­крыл для се­бя эк­зи­стен­циа­ли­ст­скую фи­ло­со­фию С. Кьер­ке­го­ра

 >>
. Пе­ре­пис­ка К. с не­вес­той Фе­ли­ци­ей Бау­эр в 1912–17 вос­соз­да­ёт тра­гич. об­раз пи­са­те­ля – оди­но­кой, об­ре­чён­ной на по­ра­же­ние лич­но­сти, по­дав­лен­ной тя­же­стью эк­зи­стен­ци­аль­ной ви­ны и бес­по­щад­но­го ми­ра бю­ро­кра­тии.

С авг. 1914 по янв. 1915 К. ра­бо­тал над ро­ма­ном «Про­цесс» («Der Prozeß», опубл. в 1925; не за­вер­шён). В нём он вы­страи­ва­ет осо­бый ху­дож. мир в ду­хе со­вре­мен­но­го ему аван­гард­но­го иск-ва (В. В. Кан­дин­ский, П. Пи­кас­со): ре­аль­ность под­вер­га­ет­ся сно­вид­че­ской ре­дук­ции, изъ­я­тие смы­сло­вых свя­зей при­да­ёт со­бы­ти­ям не­оп­ре­де­лён­ность, не­объ­яс­ни­мость и за­га­доч­ность; ок­ру­жаю­щая ге­роя дей­ст­ви­тель­ность ут­ра­чи­ва­ет при­выч­ные взаи­мо­свя­зи и ло­ги­ку. Зыб­кая, двоя­щая­ся кар­ти­на ми­ра ос­лож­не­на прит­че­об­раз­но­стью сю­жет­ных и ре­че­вых си­туа­ций. Осе­нью 1914 на­пи­са­на но­вел­ла «В ис­пра­ви­тель­ной ко­ло­нии» («In der Straf­ko­lonie», опубл. в 1919); в 1916–17 – рас­ска­зы, со­ста­вив­шие сб. «Сель­ский врач» («Ein Landarzt», опубл. в 1919), в ко­то­рый вклю­чён фраг­мент из ро­ма­на «Про­цесс» – прит­ча «Пе­ред за­ко­ном» («Vor dem Gesetz»). В сент. 1917 у К. об­на­ру­же­на тя­жё­лая фор­ма ту­бер­ку­лё­за лёг­ких. В 1917–19 он дли­тель­ное вре­мя про­во­дит в де­рев­не и в са­на­то­ри­ях. Об­ра­щаясь к фи­лос. раз­мыш­ле­ни­ям «о по­след­них ве­щах», К. в «Пись­ме к от­цу» («Brief an den Vater», 1919) ана­ли­зи­ру­ет про­цес­сы и ме­ха­низ­мы по­дав­ле­ния лич­но­сти в пат­ри­ар­халь­ной се­мье, сим­во­ли­че­ски пред­став­ляю­щей эк­зи­стен­ци­аль­ную си­туа­цию че­ло­ве­ка в ми­ре от­чу­ж­де­ния. Кри­ти­че­ски пе­ре­ос­мыс­ляя свою роль в ли­те­ра­ту­ре, К. со­став­ля­ет пер­вое за­ве­ща­ние, в ко­то­ром про­сит по­сле его смер­ти унич­то­жить всё им на­пи­сан­ное. В 1920 про­яв­ля­ет по­вы­шен­ный ин­те­рес к про­из­ве­де­ни­ям Л. Н. Тол­сто­го. От­но­ше­ния и пе­ре­пис­ка с чеш. жур­на­ли­ст­кой и пе­ре­во­дчи­цей Ми­ле­ной Ясен­ской в 1920–1922 слу­жат сти­му­лом вер­нуть­ся к ак­тив­но­му лит. твор­че­ст­ву. В февр. 1922 К. на­чал ра­бо­ту над ро­ма­ном «За­мок» («Das Schloß», опубл. в 1926; не за­вер­шён). В нём, как и в но­вел­лах это­го вре­ме­ни, К. об­ра­ща­ет­ся к по­ло­же­нию ху­дож­ни­ка в ми­ре, к во­про­су о смыс­ле и аб­сурд­но­сти твор­че­ст­ва, к взаи­мо­от­но­ше­ни­ям оди­но­ко­го твор­ца, тол­пы и вла­сти. В 1922 К. вы­шел на пен­сию по бо­лез­ни; в том же го­ду на­пи­са­на и опуб­ли­ко­ва­на но­вел­ла «Го­ло­дарь» («Ein Hungerkün­st­ler»). В сент. 1923 К. пе­ре­ез­жа­ет в Бер­лин, чи­та­ет евр. ре­лиг. ли­те­ра­ту­ру, по­се­ща­ет лек­ции в Ин-те иу­даи­сти­ки. В не­за­вер­шён­ной но­вел­ле «Но­ра» («Der Bau», 1923–24) К. вос­про­из­вёл своё пси­хо­ло­гич. со­стоя­ние, эк­зи­стен­ци­аль­ный страх пе­ред жиз­нью. По на­стоя­нию К. его под­ру­га и си­дел­ка Д. Ди­мант со­жгла ру­ко­пи­си не­сколь­ких его про­из­ве­де­ний. Из-за рез­ко­го ухуд­ше­ния здо­ро­вья и бур­ной ин­фля­ции в Гер­ма­нии К. в мар­те 1924 вер­нул­ся в Пра­гу, где на­пи­сал свою по­след­нюю но­вел­лу «Пе­ви­ца Жо­зе­фи­на, или На­род мы­шей» («Josephine die Sän­gerin, oder Das Volk der Mäuse»). В апр. 1924 дру­зья пе­ре­вез­ли К. в лё­гоч­ный са­на­то­рий под Ве­ной, где он и умер. Во­пре­ки но­во­му за­ве­ща­нию, со­став­лен­но­му К. пе­ред смер­тью, его бли­жай­ший друг и ду­ше­при­каз­чик М. Брод в сер. 1920-х гг. опуб­ли­ко­вал три его не­за­вер­шён­ных ро­ма­на, а в 1930-е гг. – со­б­ра­ние со­чи­не­ний.

При жиз­ни К. его твор­че­ст­во вы­со­ко оце­ни­ва­ли Р. Му­зиль, Р. Валь­зер, К. Ту­холь­ский, А. Дё­блин, Б. Брехт, Т. Манн, од­на­ко при­зна­ние К. круп­ней­шей фи­гу­рой лит-ры 20 в. и «стол­пом мо­дер­низ­ма» про­изош­ло лишь по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны. Твор­че­ская ма­не­ра К. ока­за­ла ог­ром­ное влия­ние на мн. пи­са­те­лей 2-й пол. 20 в. (Ф. Дюр­рен­матт, М. Фриш, Т. Берн­хард, А. Ка­мю, С. Бек­кет, Г. Мар­кес и др.). Пер­вая кни­га пе­ре­во­дов про­из­ве­де­ний К. на рус. яз. из­да­на в 1965.

Соч.: Schriften, Tagebücher, Briefe. Fr./M., 1983–2004–. Bd 1–20–; Собр. соч. СПб., 1999. [Т. 1]: Аме­ри­ка. Но­вел­лы и прит­чи. [Т. 2]: Про­цесс. Пись­ма. [Т. 3]: За­мок. Афо­риз­мы. Пись­ма к Ми­ле­не. [Т. 4]: Днев­ни­ки 1910–1923; Пись­ма к Фе­ли­ции и дру­гая кор­рес­пон­ден­ция. 1912–1917. М., 2003.

Лит.: Ко­пе­лев ЛЗ. У про­пас­ти оди­но­че­ст­ва: Ф. Каф­ка и осо­бен­но­сти со­вре­мен­но­го субъ­ек­ти­виз­ма // Ко­пе­лев Л. З. Серд­це все­гда сле­ва. М., 1960; Brod M. F. Kafka. Eine Biog­ra­phie. Fr./M., 1962; За­тон­ский ДВ. Ф. Каф­ка и про­бле­мы мо­дер­низ­ма. 2-е изд. М., 1972; Kafka-Handbuch. Stuttg., 1979. Bd 1–2; Janouch G. Gespräche mit Kafka. Fr./M., 1981; Dietz L. F. Kafka. 2. Aufl. Stuttg., 1990; По­до­ро­га ВА. Ф. Каф­ка. Кон­ст­рук­ция сно­ви­де­ния // По­до­ро­га В. А. Вы­ра­же­ние и смысл. М., 1995; Зус­ман ВГ. Ху­до­же­ст­вен­ный мир Ф. Каф­ки: ма­лая про­за. Н. Нов­го­род, 1996; Hayman R. F. Kafka. Münch., 1999; Гу­лы­га А. В. Че­ло­век в ми­ре от­чу­ж­де­ния (со­ци­аль­ные ас­пек­ты твор­че­ст­ва Ф. Каф­ки) // Гу­лы­га А. В. Эс­те­ти­ка в све­те ак­сио­ло­гии. СПб., 2000; Stach R. Kaf­ka. Die Jahre der Ent­sche­idungen. Fr./M., 2002; Binder H. Kafkas «Ver­wandlung». Fr./M.; Ba­sel, 2004; Бе­ло­бра­тов А. В. Про­цесс «Про­цес­са» // Каф­ка Ф. Про­цесс [по ма­те­риа­лам ру­ко­пи­си]. СПб., 2006; Alt P.-A. F. Kafka: der ewige Sohn. 2. Aufl. Münch., 2008; Wagen­bach K. F. Kafka. 3. Aufl. B., 2008.

Вернуться к началу