Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИДРИ́С ЮСУФ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 705

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Кирпиченко

ИДРИ́С Юсуф (19.5.1927, дер. Бей­рум, му­ха­фа­за Эш-Шар­кия – 4.8.1991, Ка­ир), егип. пи­са­тель, дра­ма­тург, об­ществ. дея­тель. Окон­чил мед. ф-т Ка­ир­ско­го ун-та (1951), слу­жил вра­чом, са­ни­тар­ным ин­спек­то­ром в Каи­ре. В кон. 1960-х гг. ра­бо­тал в Мин-ве куль­ту­ры. Пе­ча­тал­ся с 1950. Ис­пы­тав влия­ние А. П. Че­хо­ва, за­ло­жил ос­но­вы со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. на­прав­ле­ния в араб. но­вел­ли­сти­ке. Боль­шую по­пу­ляр­ность И. при­нес­ли ко­рот­кие по­вес­ти, на­пи­сан­ные жи­вым язы­ком ули­цы, в ко­то­рых на­шёл во­пло­ще­ние нац. ха­рак­тер во всём мно­го­об­ра­зии его ти­пов: сб-ки «Са­мые де­шё­вые но­чи» (1954), «Не так ли?» (1957), «Де­ло чес­ти» (1958) и др. Вни­ма­ние к судь­бам «ма­лень­ких лю­дей» – осн. те­ма по­вес­ти «Грех» (1959), ро­ма­на «Бе­лая» (1959), дра­мы «Ко­роль хлоп­ка» (1957) и др. В 1960-х гг. в твор­че­ст­ве И. уси­ли­лось влия­ние эк­зи­стен­циа­лиз­ма и фрей­диз­ма: сб-ки «Чёр­ный сол­дат» (1962), «Си­ре­на» (1969) и др. В «чёр­ных ко­ме­ди­ях» 1960-х гг., син­те­зи­руя тра­ди­ции егип. улич­но­го те­ат­ра са­мир и ев­роп. те­ат­ра аб­сур­да, И. об­ра­тил­ся к об­ществ. про­бле­ма­ти­ке: во­про­сам спра­вед­ли­во­го со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва («Фар­фу­ры», 1964), от­но­ше­ни­ям соб­ст­вен­но­сти («Зем­ная ко­ме­дия», 1966). Аб­ст­ракт­ная сим­во­ли­ка ха­рак­тер­на для по­след­не­го пе­рио­да твор­че­ст­ва И.: пье­са «Тре­тий род» (1970), сб. рас­ска­зов «Дом пло­ти» (1971) и др. В 1970–80-х гг. ак­тив­но пе­ча­тал­ся в пе­рио­ди­ке.

Соч.: Чет­вер­тый па­ци­ент и дру­гие рас­ска­зы. М., 1960; Грех. М., 1962.

Лит.: Кир­пи­чен­ко В. Н. Ю. Ид­рис. М., 1980; Kurpershoek P. M. The short stories of Y. Id­ris: A modern egyptian author. Leiden, 1981.

Вернуться к началу