Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИВА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 639-640

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Перемышлев

ИВА́НОВ Все­во­лод Вя­че­сла­во­вич [12(24).2.1895, по др. ис­точ­ни­кам, 1892, пос. Ле­бя­жье Пав­ло­дар­ско­го у. Се­ми­па­ла­тин­ской губ. – 15.8.1963, Мо­ск­ва], рус. про­за­ик. Отец Вяч. В. Ива­но­ва. Ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го учи­те­ля. В юно­сти стран­ст­во­вал по Си­би­ри, Ср. Азии, Ура­лу, сме­нил мно­го за­ня­тий (был кас­си­ром, сор­ти­ров­щи­ком на изум­руд­ных ко­пях, зем­ле­ко­пом, цир­ко­вым ак­тё­ром, на­бор­щи­ком), в пе­ри­од Гражд. вой­ны 1917–22 слу­жил в Крас­ной гвар­дии, был в пар­ти­за­нах. Пер­вые пуб­ли­ка­ции от­но­сят­ся к 1915. С 1921 в Пет­ро­гра­де, где, поль­зу­ясь под­держ­кой М. Горь­ко­го, во­шёл в лит. сре­ду и стал чле­ном груп­пы «Се­ра­пио­но­вы бра­тья». Про­из­ве­де­ния это­го пе­рио­да от­ли­ча­ет ос­тро­та пси­хо­ло­гич. кон­флик­тов, их стиль бли­зок ор­на­мен­таль­ной про­зе (кра­соч­ность, ими­та­ция нар. ре­чи, рит­ми­зация отд. фраг­мен­тов, при­бли­жаю­щая их к вер­либ­ру): по­весть «Пар­ти­за­ны» (1921), со­ста­вив­шая вме­сте с по­вес­тя­ми «Бро­не­по­езд 14-69» (1922, са­мое из­вест­ное про­из­ве­де­ние И.; по­ло­же­но в ос­но­ву од­но­им. пье­сы, 1927) и «Цвет­ные вет­ра» (1922) сб. «Соп­ки. Пар­ти­зан­ские по­вести» (1923) – од­ну из пер­вых книг, по­свя­щён­ных Гражд. вой­не. В эти же го­ды И. об­ра­тил­ся к аван­тюр­но-фи­лос. про­зе, раз­ра­ба­ты­вав­шей­ся им на про­тя­же­нии всей жиз­ни: по­весть «Воз­вра­ще­ние Буд­ды» (1923), в ко­то­рой пе­ри­пе­тии по­сте­пен­но­го унич­то­же­ния ста­туи – монг. нац. ре­ли­к­вии вы­рас­та­ют до мас­шта­бов раз­вёр­ну­той сим­во­лич. кар­ти­ны. В тра­ди­ци­ях плу­тов­ско­го ро­ма­на вы­дер­жа­на по­весть «Чу­дес­ные по­хо­ж­де­ния порт­но­го Фо­ки­на» (1924). На­пи­сан­ный совм. с В. Б. Шклов­ским аван­тюр­ный ро­ман «Ип­рит» (1925) ока­зал­ся не­удач­ной по­пыт­кой вы­пол­нить со­ци­аль­ный за­каз на соз­да­ние сов. де­тек­ти­ва («крас­но­го Пин­кер­то­на»). В сб. рас­ска­зов «Га­фир и Ма­ри­ам», «Пус­ты­ня Ту­уб-Коя» (оба 1926), «Ды­ха­ние пус­ты­ни» (1927) центр. ме­сто за­ни­ма­ет вост. эк­зо­ти­ка. По­иск но­вой ху­дож. ма­не­ры от­ра­зил и цикл «Тай­ное тай­ных» (1927): вы­пол­нен­ные в стро­гом и сдер­жан­ном сти­ле рас­ска­зы ри­су­ют «тём­ный» мир че­ло­ве­че­ско­го под­соз­на­ния; кри­ти­ки об­ви­ни­ли И. в ир­ра­цио­на­лиз­ме, сле­до­ва­нии тео­ри­ям А. Берг­со­на и З. Фрей­да. Фан­тас­ма­го­рич­ны, про­ни­за­ны ми­фо­ло­гич. ал­лю­зия­ми ро­ма­ны «Кремль» (1929–30, пол­но­стью опубл. в 1990), а так­же «У» (1931–33, пол­но­стью опубл. в 1988), в ко­то­ром фан­том­ный сю­жет слу­жит лишь по­во­дом для псев­до­на­уч­ных, иро­ни­че­ских, са­ти­ри­че­ских и др. ав­тор­ских от­сту­п­ле­ний. Ро­ман «По­хо­ж­де­ния фа­ки­ра» (1934–35) – сво­его ро­да ду­хов­ная ав­то­био­гра­фия И.; мо­де­лью ми­ро­зда­ния и смы­сло­вым цен­тром здесь слу­жит об­раз цир­ка. В ро­мане «Пар­хо­мен­ко» (отд. изд. 1939), по­свя­щён­ном ге­рою Гражд. вой­ны, био­гра­фич. све­де­ния пре­об­ра­же­ны ав­тор­ской фан­та­зи­ей.

Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны И. был во­ен. кор­рес­пон­ден­том; на во­ен. ма­те­риа­ле соз­дал ро­ман «При взя­тии Бер­ли­на» (1945–46). В тот же пе­ри­од И. на­пи­сан ро­ман «Эдес­ская свя­ты­ня» (1946), где об­ра­зы вост. сат­ра­пии кон. 1-го тыс. про­еци­ру­ют­ся на сов. дей­ст­ви­тель­ность. В 1944 на­чат цикл «фан­та­сти­че­ских» по­вес­тей, в ко­то­рых со­пос­тав­ле­но про­шлое и на­стоя­щее: «Си­зиф, сын Эо­ла» (1944), «Ага­сфер» (1944–56), рас­сказ «Мед­ная лам­па» (1944–56). В позд­нем ро­ма­не «Вул­кан» (1962, опубл. в 1966) пе­ре­се­ка­ют­ся два по­ве­ст­во­ва­тель­ных пла­на: идео­ло­гич. борь­ба во­круг ар­хит. на­сле­дия и ор­дер­ной ар­хи­тек­ту­ры (про­чи­ты­вае­мая как кон­фликт И. В. Жол­тов­ско­го и по­сле­до­ва­те­лей кон­ст­рук­ти­виз­ма), ос­лож­нён­ная лю­бов­ной дра­мой, со­пря­же­на с ис­то­ри­ей взаи­мо­от­но­ше­ний ан­тич­ных бо­гов. Не­за­вер­шён­ным ос­тал­ся ро­ман «Со­кро­ви­ща Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го» (1940–62). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: пье­сы «Бло­ка­да» (1928), «Две­на­дцать мо­лод­цев из та­ба­кер­ки» (опубл. в 1936), «Ло­мо­но­сов» (опубл. в 1953) и др.; цикл вос­по­ми­на­ний «Встре­чи с Мак­си­мом Горь­ким» (1946); очер­ки о по­езд­ке в 1948 по Ср. Азии и Ка­зах­ста­ну «По род­ным мес­там» (1952); се­рия ме­му­ар­ных очер­ков «Ис­то­рия мо­их книг» (1957–58) – фан­та­зия И. на те­му собств. био­гра­фии, пре­об­ра­жаю­щая фак­ты и реа­лии; очер­ко­вая кн. «Хмель, или На­встре­чу осен­ним пти­цам» (1962) – рас­сказ о пу­те­ше­ст­вии по Си­би­ри, пред­при­ня­том И. не­за­дол­го до смер­ти. Про­из­ве­де­ния И. пе­ре­ве­де­ны на мн. язы­ки, не­од­но­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ва­лись.

Соч.: Собр. соч.: В 8 т. М., 1979; Пье­сы. М., 1979; Днев­ни­ки. М., 2001.

Лит.: Вс. Ива­нов – пи­са­тель и че­ло­век. М., 1975; Ива­но­ва Т. Мои со­вре­мен­ни­ки, ка­ки­ми я их зна­ла. М., 1987; Глад­ков­ская Л. А. Жиз­не­лю­би­вый та­лант. Твор­че­ский путь Вс. Ива­но­ва. Л., 1988; Ха­ни­но­ва Р. М. По­эти­ка ма­лой про­зы Вс. Ива­но­ва: Пси­хо­ло­ги­че­ский ас­пект. Эли­ста, 2006.

Вернуться к началу