ИВА́НОВ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИВА́НОВ Всеволод Вячеславович [12(24).2.1895, по др. источникам, 1892, пос. Лебяжье Павлодарского у. Семипалатинской губ. – 15.8.1963, Москва], рус. прозаик. Отец Вяч. В. Иванова. Родился в семье сельского учителя. В юности странствовал по Сибири, Ср. Азии, Уралу, сменил много занятий (был кассиром, сортировщиком на изумрудных копях, землекопом, цирковым актёром, наборщиком), в период Гражд. войны 1917–22 служил в Красной гвардии, был в партизанах. Первые публикации относятся к 1915. С 1921 в Петрограде, где, пользуясь поддержкой М. Горького, вошёл в лит. среду и стал членом группы «Серапионовы братья». Произведения этого периода отличает острота психологич. конфликтов, их стиль близок орнаментальной прозе (красочность, имитация нар. речи, ритмизация отд. фрагментов, приближающая их к верлибру): повесть «Партизаны» (1921), составившая вместе с повестями «Бронепоезд 14-69» (1922, самое известное произведение И.; положено в основу одноим. пьесы, 1927) и «Цветные ветра» (1922) сб. «Сопки. Партизанские повести» (1923) – одну из первых книг, посвящённых Гражд. войне. В эти же годы И. обратился к авантюрно-филос. прозе, разрабатывавшейся им на протяжении всей жизни: повесть «Возвращение Будды» (1923), в которой перипетии постепенного уничтожения статуи – монг. нац. реликвии вырастают до масштабов развёрнутой символич. картины. В традициях плутовского романа выдержана повесть «Чудесные похождения портного Фокина» (1924). Написанный совм. с В. Б. Шкловским авантюрный роман «Иприт» (1925) оказался неудачной попыткой выполнить социальный заказ на создание сов. детектива («красного Пинкертона»). В сб. рассказов «Гафир и Мариам», «Пустыня Тууб-Коя» (оба 1926), «Дыхание пустыни» (1927) центр. место занимает вост. экзотика. Поиск новой худож. манеры отразил и цикл «Тайное тайных» (1927): выполненные в строгом и сдержанном стиле рассказы рисуют «тёмный» мир человеческого подсознания; критики обвинили И. в иррационализме, следовании теориям А. Бергсона и З. Фрейда. Фантасмагоричны, пронизаны мифологич. аллюзиями романы «Кремль» (1929–30, полностью опубл. в 1990), а также «У» (1931–33, полностью опубл. в 1988), в котором фантомный сюжет служит лишь поводом для псевдонаучных, иронических, сатирических и др. авторских отступлений. Роман «Похождения факира» (1934–35) – своего рода духовная автобиография И.; моделью мироздания и смысловым центром здесь служит образ цирка. В романе «Пархоменко» (отд. изд. 1939), посвящённом герою Гражд. войны, биографич. сведения преображены авторской фантазией.
Во время Вел. Отеч. войны И. был воен. корреспондентом; на воен. материале создал роман «При взятии Берлина» (1945–46). В тот же период И. написан роман «Эдесская святыня» (1946), где образы вост. сатрапии кон. 1-го тыс. проецируются на сов. действительность. В 1944 начат цикл «фантастических» повестей, в которых сопоставлено прошлое и настоящее: «Сизиф, сын Эола» (1944), «Агасфер» (1944–56), рассказ «Медная лампа» (1944–56). В позднем романе «Вулкан» (1962, опубл. в 1966) пересекаются два повествовательных плана: идеологич. борьба вокруг архит. наследия и ордерной архитектуры (прочитываемая как конфликт И. В. Жолтовского и последователей конструктивизма), осложнённая любовной драмой, сопряжена с историей взаимоотношений античных богов. Незавершённым остался роман «Сокровища Александра Македонского» (1940–62). Среди др. произведений: пьесы «Блокада» (1928), «Двенадцать молодцев из табакерки» (опубл. в 1936), «Ломоносов» (опубл. в 1953) и др.; цикл воспоминаний «Встречи с Максимом Горьким» (1946); очерки о поездке в 1948 по Ср. Азии и Казахстану «По родным местам» (1952); серия мемуарных очерков «История моих книг» (1957–58) – фантазия И. на тему собств. биографии, преображающая факты и реалии; очерковая кн. «Хмель, или Навстречу осенним птицам» (1962) – рассказ о путешествии по Сибири, предпринятом И. незадолго до смерти. Произведения И. переведены на мн. языки, неоднократно экранизировались.