ВЕНЕВИ́ТИНОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕНЕВИ́ТИНОВ Дмитрий Владимирович [14(26).9.1805, Москва – 15(27).3.1827, С.-Петербург; похоронен в Москве], рус. поэт, критик. Дворянин (по матери – четвероюродный брат А. С. Пушкина). Получил хорошее домашнее образование. В 1822–23 посещал в качестве вольнослушателя лекции в Московском университете. Сдав экзамены на аттестат (1823), поступил на службу в Московский архив Мин-ва иностр. дел. Стал организатором кружка любомудров (1823–25; собрания продолжались и после официального роспуска кружка). В 1826 переехал в С.-Петербург, служил в Мин-ве иностр. дел.
Дебютировал в печати как критик в 1825 («Разбор статьи о "Евгении Онегине"»), как поэт – в 1827 (стихотворения «Любимый цвет», «Три розы»). Среди ранних произведений – дружеские послания, пронизанные характерными для поэзии 1820-х гг. мотивами прославления свободы и радости, «занятий сладостных и мирных»; поэма «Песнь Кольмы» (1824) по образцу «Поэм Оссиана» Дж. Макферсона; поэма из рус. старины «Евпраксия» (сохранились отрывки; опубл. в 1829). Индивидуальный поэтич. стиль В., в котором традиц. образы сентиментально-романтич. элегии обрели отвлечённый филос. смысл, окончательно сложился к 1825 (сонеты «К тебе, о чистый Дух, источник вдохновенья», «Спокойно дни мои цвели в долине жизни»), знаменовав собой возникновение филос. поэзии рус. романтизма. Центральная тема его лирики – судьба вдохновенного поэта, высоко вознесённого над толпой, над пошлостью и прозой повседневности. Размышления о воплощении в художнике глубинных сил человеческой природы переданы и в переводе-переложении фрагментов из «Фауста» И. В. Гёте. Осваивая труды Ф. Шеллинга, В. создал несколько оригинальных филос. сочинений в прозе [«Письмо к графине N. N.» (опубл. в 1831), «Второе письмо о философии» (опубл. в 1914), «Несколько мыслей в план журнала» (1826, опубл. в 1831) – программа ж. «Московский вестник», и др.]. Воззрения В. на сущность искусства и назначение художника, сформировавшиеся в значит. степени под влиянием И. В. Гёте, нашли отражение в его критич. статьях и заметках. В последние годы жизни В. писал, но не окончил роман «Владимир Паренский». Ранняя смерть подававшего большие надежды В. способствовала созданию легенды о гениальном юноше-певце, ставшей, как и поэзия В., значимым фактом истории рус. культуры.