ВА́РГАС ЛЬО́СА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВА́РГАС ЛЬО́СА (Vargas Llosa) Хорхе Марио Педро (р. 28.3.1936, Арекипа), перуанский писатель, журналист, политич. деятель. Окончил ун-т Лимы (1958). В 1959–74 жил в Мадриде, затем в Париже, Лондоне и Барселоне, где преподавал исп. яз. Вернулся в Перу в 1974, в 1987 стал лидером оппозиц. движения «Свобода». В 1990 баллотировался на пост президента Перу от блока «Движение за свободу», после поражения уехал в США. В 1993 получил исп. гражданство с сохранением перуанского; с 1994 чл. Исп. королевской академии. С кон. 1990-х гг. живёт в Лондоне, ведёт активную журналистскую деятельность, преподаёт в университетах и колледжах Великобритании, Колумбии, США, Германии и др.
Широкую известность принёс во многом автобиографич. роман «Город и псы» («La сiudad y los perros», 1963, рус. пер. 1965), отразивший присущие В. Л. нонконформизм и неприятие существующего порядка вещей. В большинстве его произведений – романах «Зелёный дом» («La casa verde», 1965, рус. пер. 2003), «Разговор в "Соборе"» («Conversación en la "Сatedral"», 1969, рус. пер. 2000), «Тётушка Хулия и писака» («La Tía Julia y el escribidor», 1977, рус. пер. 1999), «Капитан Панталеон и рота добрых услуг» («Pantaleó n y las visitadores», 1979, рус. пер. 1987), «Война конца мира» («La guerra del fin del mundo», 1981) и др. – выдерживается единая сюжетная схема: человек пытается стать частью сообщества (религ., воен., семейного и т. п.), которое изначально относится к нему враждебно, но, достигнув этой цели, начинает остро осознавать своё одиночество. Тема насилия – физич., психич., социального – определяет систему персонажей, символов, аллегорий и даже цветовую гамму произведений (преобладание кроваво-красных оттенков). Для лит. техники В. Л. характерен приём кинематографич. монтажа. В. Л. – автор театральных пьес, исследований творчества Г. Флобера, Г. Гарсия Маркеса, эссе на литературоведческие и политические темы.