Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА́РГАС ЛЬО́СА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 600

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Хорева

ВА́РГАС ЛЬО́СА (Vargas Llosa) Хор­хе Ма­рио Пед­ро (р. 28.3.1936, Аре­ки­па), пе­ру­ан­ский пи­са­тель, жур­на­лист, по­ли­тич. дея­тель. Окон­чил ун-т Ли­мы (1958). В 1959–74 жил в Мад­ри­де, за­тем в Па­ри­же, Лон­до­не и Бар­се­ло­не, где пре­по­да­вал исп. яз. Вер­нул­ся в Пе­ру в 1974, в 1987 стал ли­де­ром оп­по­зиц. дви­же­ния «Сво­бо­да». В 1990 бал­ло­ти­ро­вал­ся на пост пре­зи­ден­та Пе­ру от бло­ка «Дви­жение за сво­бо­ду», по­сле по­ра­же­ния уехал в США. В 1993 по­лу­чил исп. гра­ж­дан­ст­во с со­хра­не­ни­ем пе­ру­ан­ско­го; с 1994 чл. Исп. ко­ро­лев­ской ака­де­мии. С кон. 1990-х гг. жи­вёт в Лон­до­не, ве­дёт ак­тив­ную жур­на­ли­ст­скую дея­тель­ность, пре­по­да­ёт в уни­вер­си­те­тах и кол­лед­жах Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ко­лум­бии, США, Гер­ма­нии и др.

Ши­ро­кую из­вест­ность при­нёс во мно­гом ав­то­био­гра­фич. ро­ман «Го­род и псы» («La сiudad y los perros», 1963, рус. пер. 1965), от­ра­зив­ший при­су­щие В. Л. нон­кон­фор­мизм и не­при­ятие су­ще­ст­вую­ще­го по­ряд­ка ве­щей. В боль­шин­ст­ве его про­из­ве­де­ний – ро­ма­нах «Зе­лё­ный дом» («La casa verde», 1965, рус. пер. 2003), «Раз­го­вор в "Со­бо­ре"» («Con­ver­sación en la "Сatedral"», 1969, рус. пер. 2000), «Тё­туш­ка Ху­лия и пи­са­ка» («La Tía Ju­lia y el escribidor», 1977, рус. пер. 1999), «Ка­пи­тан Пан­тале­он и ро­та до­б­рых ус­луг» («Pantaleó n y las visi­tadores», 1979, рус. пер. 1987), «Вой­на кон­ца ми­ра» («La guerra del fin del mundo», 1981) и др. – вы­дер­жи­ва­ет­ся еди­ная сю­жет­ная схе­ма: че­ло­век пы­та­ет­ся стать ча­стью со­об­ще­ст­ва (ре­лиг., во­ен., се­мей­но­го и т. п.), ко­то­рое из­на­чаль­но от­но­сит­ся к не­му вра­ж­деб­но, но, дос­тиг­нув этой це­ли, на­чи­на­ет ост­ро осоз­на­вать своё оди­но­че­ст­во. Те­ма на­си­лия – фи­зич., пси­хич., со­ци­аль­но­го – оп­ре­де­ля­ет сис­те­му пер­со­на­жей, сим­во­лов, ал­ле­го­рий и да­же цве­то­вую гам­му про­из­ве­де­ний (пре­об­ла­да­ние кро­ва­во-крас­ных от­тен­ков). Для лит. тех­ни­ки В. Л. ха­рак­те­рен при­ём ки­не­ма­то­гра­фич. мон­та­жа. В. Л. – ав­тор те­ат­раль­ных пьес, ис­сле­до­ва­ний твор­че­ст­ва Г. Фло­бе­ра, Г. Гар­сия Мар­ке­са, эс­се на ли­те­ра­ту­ро­ведческие и по­ли­тические те­мы.

Соч.: La verdad de las mentiras: ensayos sobre literatura. Barcelona, 1990; Ро­та до­б­рых ус­луг: Ро­ма­ны. СПб., 1993; El pez en el agua: memorias. Barcelona, 1993; Ли­ту­ма в Ан­дах. СПб., 1999; Те­туш­ка Ху­лия и ка­пи­тан Пан­тале­он. СПб., 2000; El lenguaje de la pasión. Madrid, 2001; Во­жа­ки. М., 2004.

Лит.: Establier Pérez H. M. Vargas Llosa y el nuevo arte de hacer novellas. [Alicante], 1998; Kristal E. Temptation of the world: the novels of M. Vargas Llosa. Nashville, 1998; Williams R. L. Vargas Llosa: otra historia de un deici­dio. Méx., 2001; M. Vargas Llosa: la vida en movi­miento. [Lima], 2003.

Вернуться к началу