Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЛАНШО́ МОРИС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 590

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: C. Н. Зенкин

БЛАНШО́ (Blanchot) Мо­рис (22.9.1907, Кен, деп-т Со­на и Луа­ра – 20.2.2003, Иве­лин, близ Па­ри­жа), франц. фи­ло­соф, пи­са­тель, кри­тик. Учил­ся в Страс­бур­ском ун-те, в 1930-е гг. был пуб­ли­ци­стом край­не пра­во­го тол­ка. По­сле 1945 пе­ре­шёл на де­мо­кра­тич. по­зи­ции, ак­тив­но вы­сту­пал про­тив ко­ло­ни­аль­ной вой­ны в Ал­жи­ре и в под­держ­ку сту­денч. бун­та 1968. Фи­лос. взгля­ды Б., сфор­ми­ро­ван­ные под влия­ни­ем Ж. Ба­тая и Э. Ле­ви­на­са, из­ло­же­ны в сбор­ни­ке кри­тич. эс­се «Про­стран­ст­во ли­те­ра­ту­ры» («L’espace littéraire», 1955, рус. пер. 2002) и др. Прак­ти­куя один из ва­ри­ан­тов не­га­тив­ной диа­лек­ти­ки, Б. де­мон­стри­ру­ет, что твор­че­ст­во пред­по­ла­га­ет от­ри­ца­ние бы­тия, «сущ­но­ст­ное оди­но­че­ст­во» твор­ца, от­каз от соз­на­тель­но­го про­ек­та и опыт блу­ж­да­ния. В сво­ей ху­дож. про­зе Б. посте­пен­но от­ка­зы­ва­ет­ся и от сю­же­та, соз­да­вая всё бо­лее гер­ме­тич. про­из­ве­дения, мир ко­то­рых рас­па­да­ет­ся, а пер­со­на­жи за­ме­ня­ют­ся при­зрач­ны­ми, но за­ря­жен­ны­ми са­краль­ной энер­ги­ей фи­гу­ра­ми: ро­ма­ны «Фо­ма Без­вест­ный» («Thomas l’Obscur», 1941), «Ами­на­даб» («Aminadab», 1942) и др. Ока­зал зна­чит. влия­ние на фи­ло­со­фию 20 в. и гер­ме­нев­ти­ку куль­ту­ры.

Соч.: Le livre а̀ venir. P., 1959; L’entretien infini. P., 1969; Le pas au-delа̀. P., 1973; L’écriture du désastre. P., 1980; От Каф­ки к Каф­ке. М., 1998; Рас­сказ?: Полн. собр. ма­лой про­зы. СПб., 2003.

Лит.: Bident Ch. M. Blanchot: partenaire invisible. Seyssel, 1998; Antonioli M. L’écriture de M. Blanchot: fiction et théorie. P., 1999; M. Blanchot: récits critiques. Tours; P., 2003.

Вернуться к началу