БЕРНАНО́С ЖОРЖ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕРНАНО́С (Bernanos) Жорж (20.2.1888, Париж – 5.7.1948, Нёйи, близ Парижа), франц. писатель. Учился в ряде католич. коллежей (1898–1906), в Сорбонне (1906–13). Примыкал к движению «Аксьон франсез» (1908–19, 1926–32). В 1914–17 на фронте. Первая публикация – новелла «Госпожа Даржан» («Madame Dargent», 1922). В 1934–37 жил на о. Мальорка, где стал свидетелем зверств гражданской войны в Испании (памфлет «Большие кладбища под луной», «Les Grands Cimetières sous la lune», 1937; рус. пер. 1988), затем в Бразилии (1938–45) и Тунисе (1947–48). В 1940 поддержал Ш. де Голля. Наиболее значит. романы Б. – «Под солнцем сатаны» («Sous le soleil de satan», 1926, рус. пер. 1978; экранизация М. Пьяла – 1987), «Ложь» («L’imposture», 1927), «Радость» («La joie», 1929), «Дневник сельского священника» («Journal d’un curé de campagne», 1936, рус. пер. 1978; экранизация Р. Брессона – 1951), «Новая история Мушетты» («Nouvelle histoire de Mouchette», 1937, рус. пер. 1978; экранизация Р. Брессона – 1967), «Господин Уин» («Monsieur Ouine», 1943, опубл. в 1946, рус. пер. 1978). Автор сценария «Диалоги кармелиток» («Dialogues des carmélites», опубл. в 1949) – медитации о смерти, ставшей духовным завещанием Б.; политич. и историч. эссе. Подвергался критике за неортодоксальность своих католич. воззрений; испытал влияние идей янсенизма, прозы Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского, Л. Блуа. В центре произведений Б., воссоздающих жизнь франц. провинции, – драматич. противостояние в человеке Божественного и дьявольского начал. Эгоизму, отчаянию, церковному конформизму Б. противопоставляет благодать любви к ближнему, присущей простым людям, самопожертвование рядовых священнослужителей, святость детства. Стиль Б. эволюционировал от нервной патетики к бесстрастной манере.