Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛАВЯНИ́ЗМЫ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 389

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЛАВЯНИ́ЗМЫ, сло­ва или ус­той­чи­вые сло­во­со­че­та­ния ста­ро­сла­вян­ско­го или цер­ков­но­сла­вян­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния в рус­ском язы­ке. В за­ви­си­мо­сти от ис­точ­ни­ка, из ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ло сло­во (ста­ро­сла­вян­ский язык или цер­ков­но­сла­вян­ский язык), раз­ли­ча­ют ста­ро­сла­вя­низ­мы и цер­ков­но­сла­вя­низ­мы.

Наи­бо­лее ха­рак­тер­ные фо­не­ти­че­ские при­зна­ки С.: 1) не­пол­но­гла­сие (ср. С. «враг», «вла­чить», «дре­во», «плен» в со­от­вет­ст­вии с рус. пол­но­глас­ны­ми «во­рог», «во­ло­чить», «де­ре­во», «по­лон»); 2) на­чаль­ные ра-, ла- пе­ред со­глас­ным при рус. ро-, ло- (ср. С. «рав­ный», «ла­дия» – рус. «ров­ный», «лод­ка»); 3) на­чаль­ное е- при рус. о- (ср. «един» – «один»); 4) на­чаль­ное а- при рус. я- (ср. «аг­нец» – «яг­нё­нок»); 5) «щ» при рус. «ч» («нощь» – «ночь»); 6) «жд» при рус. «ж» («ро­ж­дать» – «ро­жать»).

Важ­ней­шие сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные при­зна­ки: 1) при­став­ки воз-/вос- (со зна­че­ни­ем на­чи­на­тель­но­сти: «воз­ло­жить», «вос­си­ять»), пред- («пред­ста­вить», «пред­две­рие»), из-/ис- при рус. вы- («из­гнать» – «вы­гнать», «ис­чер­пать» – «вы­чер­пать»), низ- (ни­зо-) при рус. с- (со-) («низ­ве­сти» – «све­сти», «ни­зой­ти» – «сой­ти»), пре- при рус. пе­ре- («пре­сечь» – «пе­ре­сечь»); 2) суф­фик­сы при­час­тий -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-; 3) суф­фик­сы су­ще­ст­ви­тель­ных -ние, -ствие, -знь, -из­на, -ыня, -тель.

Вы­де­ля­ют­ся так­же С., не имею­щие ха­рак­тер­ных при­зна­ков (лек­си­че­ские С.) и от­но­си­мые к дан­ной ка­те­го­рии лек­си­ки на ос­но­ве ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ний; напр., «ча­до», «оп­ро­вер­гать», «злак».

При­ме­ры С. – ус­той­чи­вых со­че­та­ний: «блуд­ный сын», «кла­дезь пре­муд­ро­сти», «как зе­ни­цу ока хра­нить».

Осн. мас­са С. про­ник­ла в рус. яз. с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ст­ва (кон. 10 – 11 вв.) и в пе­ри­од т. н. вто­ро­го юж­но­сла­вян­ско­го влия­ния (15–17 вв.).

Часть С. ор­га­ни­че­ски во­шла в рус. язык, и их ста­ро- или цер­ков­но­сла­вян­ское про­ис­хо­ж­де­ние мо­жет быть вос­ста­нов­ле­но лишь пу­тём спец. ис­сле­до­ва­ния («вдох­но­ве­ние», «празд­ник», «су­ще­ст­во» и др.). Др. часть сфор­ми­ро­ва­ла осо­бую лек­си­ко-сти­ли­стич. ка­те­го­рию вы­со­ких и по­этич. слов («ал­кать», «гря­сти», «сте­зя», «та­ин­ст­во» и др.). Ряд С. ут­ра­ти­ли не­ко­то­рые из сво­их преж­них зна­че­ний; напр., «гла­гол» ут­ра­ти­ло зна­че­ние ‘сло­во, речь’.

2) Сло­ва, за­им­ст­во­ван­ные не­сла­вян­ски­ми язы­ка­ми из к.-л. слав. язы­ка; напр., англ. izba, франц. isba – рус. «из­ба», нем. Grenze – польск. granica ‘граница’.

Лит.: Ви­но­кур Г. О. О сла­вя­низ­мах в со­вре­мен­ном рус­ском ли­те­ра­тур­ном язы­ке // Ви­но­кур Г. О. Из­бран­ные ра­бо­ты по рус­ско­му язы­ку. М., 1959; Зам­ко­ва В. В. Сла­вя­низм как сти­ли­сти­че­ская ка­те­го­рия в рус­ском ли­те­ра­тур­ном язы­ке XVIII в. Л., 1975; Ко­пор­ская Е. С. Се­ман­ти­че­ская ис­то­рия сла­вя­низ­мов в рус­ском ли­те­ра­тур­ном язы­ке но­во­го вре­ме­ни. М., 1988.

Вернуться к началу