ОТДЕЛЕ́НИЕ ЦЕ́РКВИ ОТ ГОСУДА́РСТВА
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОТДЕЛЕ́НИЕ ЦЕ́РКВИ ОТ ГОСУДА́РСТВА, в праве принцип, предполагающий невмешательство государства во внутренние дела Церкви и неучастие Церкви в гос. управлении, обеспечивающий свободу граждан в определении своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
Требование об отделении Церкви было выдвинуто мыслителями эпохи Просвещения и направлено против ср.-век. порядков, когда определённая вера была обязательной, имела публичное значение и сказывалась на правовом положении человека. В совр. государствах положение об отделении Церкви содержится в большинстве конституций, в т. ч. в российской.
В Сов. России отделение Церкви от государства было произведено Декретом об отделении церкви от государства (офиц. название – «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», при публикации употреблялось также название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви») от 20.1(2.2).1918 и закреплено Конституцией РСФСР 1918. Преподавание религ. вероучений в общеобразоват. учебных заведениях было запрещено, собственность Церкви объявлена «народным достоянием» (см. Изъятие церковных ценностей).
Согласно действующей Конституции РФ 1993 (ст. 14), Россия – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве гос. или обязательной, религ. объединения отделены от государства и равны перед законом. Школа также отделена от Церкви в большинстве стран. Разл. религии мира могут изучаться как предмет преподавания, но исключается принудит. обучение религ. обрядам. Провозглашается свобода совести.
Вместе с тем во многих странах существует гос. религия (или гос. Церковь), используются некоторые религ. обряды в гос. учреждениях, применяется организованное посещение церковных молебнов школьными классами (напр., в Финляндии). В некоторых странах есть конституционные положения о привилегированной религии. Так, в Конституции Таиланда (ст. 79) говорится, что государство должно поддерживать и защищать буддизм.
Значение правовых положений о гос. религии в странах Востока и европ. государствах неодинаково. В мусульм. странах ислам объявлен конституциями гос. религией. При этом в некоторых из них (Египет, Ирак, Ливан, Сирия и др.) наряду с исламом существуют и др. религии, церкви, но в странах мусульм. фундаментализма (Катар, Оман, Сауд. Аравия и др.) ислам – часть гос. системы. Несоблюдение обрядов в положенное время (за этим следит спец. полиция нравов – мутава) может повлечь суровое наказание (порке подвергались и иностранцы, в т. ч. женщины), существуют шариатские суды, приговаривающие людей к членовредительным наказаниям и смертной казни. В странах Европы и некоторых др. странах провозглашение к.-л. религии государственной (Англиканской церкви в Великобритании, католицизма в Испании, вост. православной Церкви в Греции, иудаизма в Израиле, лютеранства в Дании, двух гос. религий – православия и лютеранства в Финляндии и др.) не ограничивает право лица исповедовать любую религию, вести пропаганду религиозных и иных взглядов. Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях. Гражданин, если его религ. убеждения противоречат несению воен. службы, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой. Конституции и законы таких стран разрешают гос. и муниципальным органам сотрудничать с Церковью в обществ. интересах, но запрещают им финансировать церковные учреждения. Как правило, запрещено финансирование гос. Церкви (и иных церквей) из гос. бюджета. Вместе с тем положение гос. Церкви предполагает, что монарх и его супруга должны исповедовать гос. религию, оплата священников этой религии в войсках производится из гос. бюджета, иногда возможно выделение и иных средств из гос. бюджета. Высшие духовные лица назначаются монархами (в некоторых республиках Лат. Америки осуществляется гос. патронат над определённой Церковью, президент назначает епископов из кандидатов, предложенных Церковью). В Великобритании в Палате лордов по должности заседают высшие церковные иерархи (26 чел.) государственной (Англиканской) церкви. В Ливане, согласно пакту между религ. общинами (1989), места в Палате депутатов и высшие гос. должности (президент, глава правительства, председатель парламента и др.) строго распределены между представителями религ. групп (христиан-маронитов, православных христиан, мусульман-суннитов, мусульман-шиитов и др.). Акты гражд. состояния (документы о регистрации рождений, браков и др.) имеют офиц. значение, если они выданы гос. Церковью или гос. учреждениями (документы др. церквей такого значения не имеют).
Во многих странах, где хотя и нет гос. Церкви, но клятва в суде или высших должностных лиц произносится на Библии (напр., в США), текст присяги президента во многих странах включает упоминание о Боге. Заседания парламентов в ряде стран (Великобритания, США и др.) начинаются с общей краткой молитвы, в Финляндии – с общего посещения президентом и депутатами кафедрального собора. В 2000-х гг. в некоторых странах Европы, в Турции приняты законы, ограничивающие демонстрацию индивидами своей религ. принадлежности: запрещено в обществ. местах и на улице носить мусульм. хиджаб, евр. кипу и христианский крест большого размера. Приняты также постановления, запрещающие ношение в обществ. местах паранджи и др. форм женской одежды, которые полностью закрывают лицо, препятствуя опознанию человека.