СА́НКЦИЯ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СА́НКЦИЯ (от лат. sanctio – строжайшее постановление), элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Государство, устанавливая в нац. праве соответствующее правило поведения, обеспечивает его принудительное исполнение санкцией.
Свои особенности имеет понимание С. в междунар. праве, где правонарушителем является не физич. или юридич. лицо конкретного государства, а сами государства и др. субъекты междунар. права. В междунар. праве С. – правомерная принудительная мера, предпринимаемая в ответ на междунар. правонарушение. Целью С. является прекращение междунар. правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности. С. должны применяться любым субъектом междунар. права в строгом соответствии с Уставом ООН и др. междунар. договорами. В зависимости от обстоятельств С. могут осуществляться в порядке самопомощи или с помощью междунар. организаций. Основанием применения С. является отказ прекратить неправомерные действия и выполнить законные требования потерпевших субъектов. С. могут применяться только в ответ на междунар. правонарушение и только в том случае, когда в результате поведения субъекта-правонарушителя отсутствует возможность или исчерпаны все средства урегулирования конфликта. Международно-правовые С. должны применяться потерпевшими субъектами в пределах тех полномочий, которыми каждый из них обладает в соответствии с междунар. правом.
Устав ООН устанавливает применение С. (мер) с использованием вооруж. сил и без использования таковых. С., не связанные с использованием вооруж. сил, могут включать полный или частичный перерыв экономич. отношений, ж.-д., мор., возд., почтовых, телеграфных, радио- или др. средств сообщения, а также разрыв дипломатич. отношений (ст. 41). В случае если эти меры воздействия оказываются недостаточными, то против государства, нарушающего междунар. мир и безопасность, могут быть применены С. с использованием вооруж. сил – демонстрации, блокада и др. операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42). Напр., в связи с широкомасштабным и систематич. нападением на гражд. население в Ливии Совет Безопасности 26.2.2011 принял резолюцию 1970 (2011), в которой потребовал, чтобы все государства – члены ООН незамедлительно приняли необходимые меры к недопущению прямой или косвенной поставки, продажи и передачи Ливии с их территории (или через их территорию, либо с использованием морских или воздушных судов) вооружений и связанных с ними материальных средств всех типов, включая оружие и боеприпасы, воен. машины и технику.
Международно-правовые С. применяются ООН, ВТО и др. организациями. Глава VII Устава ООН предусматривает принятие соответствующих мер (по существу С.) по предотвращению угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.
Действия, предпринимаемые государствами в одностороннем порядке, именуются «контрмерами» или «ответными мерами». Они должны быть соразмерны нарушению и не нарушать императивные нормы междунар. права (важнейшие нормы гуманитарного права, право на самоопределение, а также нормы, запрещающие угрозу силой или её применение, геноцид, рабство, расовую дискриминацию, преступления против человечности, пытки и т. д.). Контрмеры должны прекращаться при прекращении противоправного деяния или при передаче дела в междунар. судебный орган или иную структуру по разрешению споров. Контрмеры в большей степени удовлетворяют требованиям необходимости и пропорциональности, если они применяются в отношении того же самого или тесно связанного с ним обязательства.
Контрмеры не следует смешивать с реторсией, которая не противоречит международно-правовым обязательствам государства, ведущего себя таким образом, даже если оно это делает в порядке реакции на международно-противоправное деяние.
Иногда государства и ряд междунар. организаций (напр., ЕС) принимают в отношении др. государств т. н. С. (экономич. ограничения, запрет поездок и замораживание активов должностных лиц, ограничение объёмов и сфер сотрудничества и т. д.), не увязывая их с конкретным противоправным деянием и международно-правовой ответственностью государства – объекта С. Напр., в марте 2014 США и ЕС объявили о применении С. против России, обвинив в противоправном признании Республики Крым и принятии её в состав РФ. В данном случае США и ЕС не являются пострадавшей стороной и С. не являются правомерными.