ПРА́ВО СОЦИА́ЛЬНОГО ОБЕСПЕ́ЧЕ́НИЯ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРА́ВО СОЦИА́ЛЬНОГО ОБЕСПЕ́ЧЕ́НИЯ, в РФ совокупность правовых норм, регулирующих специфич. методом общественные отношения, в рамках которых граждане реализуют гарантированное ст. 37 Конституции РФ право на материальное обеспечение в установленных законом случаях. П. с. о. как самостоятельная отрасль права сформировалось в общей системе рос. права относительно недавно, в сер. 1960-х гг. В условиях становления в России рыночных отношений, когда на совершенно иных принципах формируется система социальной защиты населения, нормы П. с. о. занимают особое место в системе рос. права.
Предмет П. с. о. – прежде всего отношения материального характера – собственно обеспечительные отношения, возникающие между гражданами и уполномоченными органами по поводу реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения (пенсию, пособие, услугу и т. д.). Производными от материальных отношений являются носящие вспомогат. характер отношения процедурные (по установлению юридич. фактов) и процессуальные (по рассмотрению споров). Метод П. с. о. основан на сочетании централизованного (федерального), регионального (на уровне субъектов РФ), муниципального (на уровне муниципальных образований), локального (на уровне работодателя), нормативного и договорного способов установления прав и обязанностей субъектов, с учётом специфики юридич. фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений, а также способов защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей. Среди источников П. с. о. особое место занимает Конституция РФ, согласно ст. 43 которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Принято большое число федеральных законов, регулирующих тот или иной вид социального обеспечения. К источникам П. с. о. в РФ относятся также указы президента, постановления (распоряжения) правительства, акты министерств и ведомств. Поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Рос. Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ), нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения могут принимать и субъекты РФ. Определённой компетенцией в области социального обеспечения обладают и органы местного самоуправления. Нормативные условия коллективных договоров и соглашений нередко содержат положения о дополнит. социальных выплатах за счёт средств работодателя. Наряду с внутригосударственными источниками, в П. с. о. есть междунар. источники, напр. акты ООН и МОТ, региональных объединений (Совета Европы, СНГ), двусторонние и многосторонние междунар. договоры РФ. Спорным является вопрос о признании судебного прецедента источником права. В большинстве своём признаётся, что решения высших судебных органов (Конституционного и Верховного судов РФ) служат источниками правотворчества, не являясь при этом источниками права в формально-юридич. смысле.
П. с. о. состоит из Общей и Особенной частей, включающих в себя ряд институтов. В рос. науке пока нет единства мнений учёных относительно места в системе отрасли института трудового (страхового) стажа. В данный правовой институт входят нормы о страховом стаже (общем и специальном), общем трудовом стаже, выслуге лет военнослужащих и др. лиц, проходящих военную либо иную службу с присвоением воинских (специальных) званий, стаже гос. гражд. службы. К Общей части П. с. о., находящейся в стадии формирования, относятся нормы, закрепляющие основополагающие положения и определяющие предмет и метод отрасли, задачи, отраслевые принципы, правовой статус субъектов, виды социальных рисков, при наступлении которых предоставляется социальное обеспечение.
К Особенной части права социального обеспечения относятся нормы, определяющие условия предоставления отд. видов обеспечения и образующие институты (либо комплексные институты) отрасли права. Один из центральных комплексных институтов Особенной части – институт пенсионного обеспечения, состоящий из ряда самостоятельных институтов. Нормы данных институтов регулируют отд. виды пенсионного обеспечения: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. В свою очередь, среди норм, регулирующих отд. виды пенсий, можно выделить как общие, так и спец. нормы, закрепляющие пенсионное обеспечение в особых условиях (напр., обеспечение пенсией по старости с учётом вредности и тяжести условий труда, природно-климатич. условий труда, за выслугу лет и т. д.). В части пособий как одного из видов денежного обеспечения существует столько институтов, сколько видов пособий предусмотрено действующим законодательством РФ. В рамках каждого из таких правовых институтов можно выделить обеспечение разл. видами пособий – по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, иными видами пособий для лиц с семейными обязанностями, пособием по безработице, на погребение и т. д. Получает своё развитие институт компенсационных выплат, в рамках которого производятся денежные выплаты или предоставляются натуральные блага в виде мер социальной поддержки в дополнение к осн. видам социального обеспечения (пенсиям, пособиям). Правовые нормы, регулирующие условия и порядок предоставления малоимущим гражданам денежных выплат и помощи в натуральном виде, образуют институт гос. социальной помощи. Особое место в системе П. с. о. занимают такие институты, как обеспечение по страхованию от несчастных случаев на произ-ве и проф. заболеваний, по мед. помощи и лечению, по социальному обслуживанию. В систему Особенной части П. с. о. входят также нормы, образующие институты юридич. ответственности, процедурно-процессуальные институты.
В странах, где сложилась многоукладная экономика, правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется на трёх уровнях. Первый уровень характеризуется установлением обязательной гос. системы социального обеспечения (социального страхования). Причём в некоторых странах осуществляется переход от универсального принципа предоставления отдельных видов социального обеспечения к предоставлению их только бедным (малообеспеченным) после проверки материального положения таких лиц. Второй уровень составляют корпоративные системы социального обеспечения (в рамках конкретных организаций). Как правило, создание такой системы является добровольным, хотя иногда и поощряется государством. Третий уровень представляет собой индивидуальное добровольное страхование и частные сбережения.
В странах «третьего мира» развитие нац. систем социального обеспечения зависит от уровня экономич. развития, с учётом которого преобладает тот или иной уровень правового регулирования и определяется круг лиц, на которых распространяются гос. системы социального обеспечения (социального страхования).