ОБЩЕ́СТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕ́НИЕ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБЩЕ́СТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕ́НИЕ, добровольное самоуправляемое некоммерческое публичное объединение граждан, создаваемое ими по своей инициативе в соответствии с их общественными интересами для проявления общественной инициативы и развития личности («для общей пользы»).
К числу О. о. относятся политич. партии (объединения особого рода), профсоюзы, крестьянские союзы, объединения работодателей, союзы журналистов, художников, объединения молодёжи, национально-культурные автономии и др. Они защищают социально-экономич., культурные и иные неполитич. интересы своих членов, заботятся о соблюдении их прав, выдвигают требования и предложения к органам власти, участвуют в воспитании человека, его развитии. Характер интересов и цель О. о. отличает их от множества др. группировок и объединений (напр., от религ. объединений, клубов по интересам или акционерных обществ). В зарубежной лит-ре О. о. (кроме партий) принято называть «неправительственными организациями» или «группами давления». Понятие «неправительственная организация» отграничивает О. о. от властвующих организационных формирований (публично-правовых образований, коллегиальных органов государства и др.), понятие «группа давления» отграничивает О. о. от политич. партий, которые не только оказывают давление на власть, но прежде всего борются за неё. В некоторых зарубежных странах законы прямо запрещают непартийным О. о. участие в политике (запрет выдвигать кандидатов на выборах и участвовать в избират. борьбе).
Первоначально правовое положение О. о. регулировалось общими законами об ассоциациях. Ныне такой порядок сохранился в немногих странах. Обычно приняты отд. законы о политич. партиях и разл. видах других О. о. (о профсоюзах, объединениях в области культуры, спортивных, детских и молодёжных и др.). В России действуют общий закон об обществ. объединениях (1995), отдельный закон о политич. партиях (2001) и развитое законодательство о разл. видах др. обществ. (непартийных) объединений.
В РФ предусматривается возможность создания пяти видов О. о.: обществ. организация (некоторые О. о., напр. партии, профсоюзы, могут иметь только форму организации), обществ. движение, обществ. фонд, обществ. учреждение, орган обществ. самодеятельности. Отличительной чертой формы «организация» является членство, оформленное решениями о приёме после подачи заявления (реже – устного), в организации ведётся учёт членов, существует строгая дисциплина, иногда уплачиваются членские взносы. Общественное движение – широкое массовое объединение (напр., по охране окружающей среды), обычно не имеющее устава, особенно если является временным. Общественный фонд создаётся для аккумуляции средств на основе добровольных взносов и использования имущества фонда на общественно полезные цели (напр., фонды для поощрения науч. исследований). Общественное учреждение имеет задачей оказание конкретных социальных услуг населению (напр., обществ. юридич. консультации). Организации общественной самодеятельности существуют на местном уровне, при отд. учреждениях (напр., родительские комитеты в школах). Этот перечень видов О. о. не является исчерпывающим, возможны и на практике существуют также другие О. о. (обществ. самоуправление, ассоциации, комитеты и т. д.).
В О. о. могут состоять лица обычно с 18 лет (в партиях, в национально-культурных автономиях – только граждане РФ, во многих других – и неграждане). В молодёжных организациях в России можно состоять с 14 лет, в детских О. о. – с 8 лет. О. о. могут создаваться в масштабах государства, иногда только в субъектах Федерации, в территориальных автономиях, в крупных муниципальных образованиях (национально-культурные автономии или спортивные объединения). Наряду с такими О. о., в РФ, как и в др. странах, действуют отделения некоторых объединений междунар. характера или отд. стран, создаются и объединения иностранцев, напр. землячества иностр. студентов, обучающихся в России. Для создания О. о. в России достаточно трёх членов, во Франции, Японии – двух (кроме партий и некоторых др. организаций). Объединение считается созданным со времени проведения его учредит. собрания (съезда), принятия устава, выбора руководящих органов. Поскольку регистрация О. о., как правило, добровольна (кроме партий), многие О. о. (особенно создаваемые на местном уровне) не регистрируются в уполномоченном на то гос. органе и, следовательно, не учтены, то численность О. о. в России определена приблизительно (450–500 тыс. чел.).
После регистрации О. о. получают права юридич. лица, т. е. могут участвовать в разл. правоотношениях, в т. ч. обращаться с исками в суд. Отказ в регистрации возможен лишь в случае противоречия целей объединения закону или неправильного оформления документов. Незарегистрированные О. о. тоже имеют определённые права, пользуются защитой государства и несут обязанности по выполнению законов и своих уставов. Они вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, проводить собрания (в закрытых помещениях), пикетирование, подавать предложения в органы гос. власти и местного самоуправления, но, не будучи юридич. лицами, не могут обращаться в суд. Незарегистрированные О. о. не являются нелегальными (незаконными), но любые О. о. должны соответствовать принципу законности: создаваться в целях, не противоречащих конституции и законам государства. Нелегальные объединения действуют вопреки запрещению их законом или судом. Во всех странах запрещаются объединения, цели или действия которых направлены на насильств. изменение конституц. строя, подрыв безопасности государства, создание вооруж. формирований; часто запрещены (в т. ч. в России) объединения, направленные на разжигание социальной, расовой, нац. и религ. розни. Тайные объединения во всех странах запрещаются. Зарегистрированные О. о. (и особенно объединения, созданные в форме организаций) обязаны, обычно ежегодно, представлять регистратору (гос. органу, зарегистрировавшему О. о.) сведения о своей деятельности, об объёме средств, полученных от иностр. государств и междунар. организаций (партии и иные объединения политич. характера такие средства получать не вправе), иногда – об использовании таких средств. Для отделений междунар. и иностр. объединений, действующих в др. стране (в т. ч. в России), установлены более жёсткие правила. Надзор за соблюдением ими законодательства осуществляет регистратор (в России и некоторых др. странах – также прокуратура). При осуществлении надзора соответствующие органы вправе запрашивать у руководства О. о. копии распорядит. документов, проводить не чаще 1 раза в год финансовую проверку (партии в зарубежных странах проверяют гораздо чаще; напр. в Великобритании – 4 раза в год). При обнаружении нарушений закона регистратор (в некоторых странах также прокуратура) делает предупреждение. Если нарушения не устранены, деятельность организации может быть приостановлена (в некоторых странах только судом, в других – регистратором, прокуратурой). В этом случае объединение продолжает существовать, но не вправе проводить публичные мероприятия.
Ликвидировать О. о. или запретить его деятельность в большинстве стран может только суд (конституционный суд или суд общей юрисдикции). При ликвидации имущество О. о. не может делиться между его членами, участниками (как это бывает при ликвидации коммерч. организаций), оно идёт в доход государства. Продолжение деятельности объединения после решения суда или принятия соответствующего закона рассматривается как преступление, руководители такого объединения, а иногда и его члены могут нести уголовную ответственность.