Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕВЕТА́

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 247

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. И. Богуш

КЛЕВЕТА́, рас­про­стра­не­ние за­ве­до­мо лож­ных све­де­ний, по­ро­ча­щих честь и дос­то­ин­ст­во че­ло­ве­ка или под­ры­ваю­щих его де­ло­вую ре­пу­та­цию.

Ис­то­рия пра­во­вых ус­та­нов­ле­ний о К. про­сле­жи­ва­ет­ся с ан­тич­ных вре­мён. В рим­ском пра­ве К. яв­ля­лась ча­стью бо­лее об­ще­го по­ня­тия «оби­да» (injuria), да­вав­ше­го пра­во на осо­бый иск. Бу­ду­чи вос­при­ня­тым боль­шин­ст­вом стран при ре­цеп­ции рим­ско­го пра­ва, по­ня­тие К. эво­лю­цио­ни­ро­ва­ло в ка­че­ст­ве осо­бой раз­но­вид­но­сти гражд. де­лик­та и пре­сту­п­ле­ния.

В рус. пра­ве по­ста­нов­ле­ния о пре­сту­п­ле­ни­ях про­тив чес­ти впер­вые упо­ми­на­лись в Со­бор­ном уло­же­нии 1649. По­ня­тие К. оп­ре­де­ле­но в Уло­же­нии о на­ка­за­ни­ях 1845 (ст. 2017): «Кто доз­во­лит се­бе... ок­ле­ве­тать ко­го-ли­бо не­спра­вед­ли­во, об­ви­няя его, или же­ну его, или чле­нов его се­мей­ст­ва в дея­нии, про­тив­ном пра­ви­лам чес­ти...». В сов. уго­лов­ном за­ко­но­да­тель­ст­ве К. рас­смат­ри­ва­лась как «ог­ла­ше­ние за­ве­до­мо лож­но­го и по­зо­ря­ще­го дру­гое ли­цо об­стоя­тель­ст­ва».

На совр. эта­пе ох­ра­на лич­но­сти че­ло­ве­ка, в т. ч. его не­ма­те­ри­аль­ных благ, яв­ля­ет­ся при­ори­тет­ной за­да­чей пра­во­вой сис­те­мы. Ме­ж­ду­нар. пакт о гражд. и по­ли­тич. пра­вах (ст. 17) и Ев­роп. кон­вен­ция о за­щи­те прав че­ло­ве­ка и осн. сво­бод (ст. 10) за­кре­п­ля­ют пра­во ка­ж­до­го на за­щи­ту от не­за­кон­ных по­ся­га­тельств на его честь и дос­то­ин­ст­во, а так­же ре­пу­та­цию. Кон­сти­ту­ци­ей РФ (ст. 23) ус­та­нов­ле­но, что ка­ж­дый име­ет пра­во на не­при­кос­но­вен­ность ча­ст­ной жиз­ни, лич­ную и се­мей­ную тай­ну, за­щи­ту сво­ей чес­ти и доб­ро­го име­ни че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. Пре­сту­п­ле­ни­ем про­тив лич­но­сти при­зна­ёт­ся рас­про­стра­не­ние за­ве­до­мо лож­ных све­де­ний, по­ро­ча­щих честь и дос­то­ин­ст­во др. ли­ца или под­ры­ваю­щих его ре­пу­та­цию. По­ро­ча­щи­ми яв­ля­ют­ся све­де­ния, ко­то­рые ума­ля­ют честь, дос­то­ин­ст­во и де­ло­вую ре­пу­та­цию гра­ж­да­ни­на в об­ществ. мне­нии или мне­нии отд. лиц (напр., о на­ру­ше­нии пра­во­вых, мо­раль­ных или этич. норм). Не со­от­вет­ст­вую­щи­ми дей­ст­ви­тель­но­сти све­де­ния­ми яв­ля­ют­ся ут­вер­жде­ния о фак­тах или со­бы­ти­ях, ко­то­рые не име­ли мес­та в ре­аль­но­сти во вре­мя, к ко­то­ро­му они от­но­сят­ся. Под рас­про­стра­не­ни­ем све­де­ний по­ни­ма­ет­ся опуб­ли­ко­ва­ние их в пе­ча­ти, транс­ля­ция по ра­дио и те­ле­ви­де­нию, рас­про­стра­не­ние в се­ти Ин­тер­нет, из­ло­же­ние в слу­жеб­ных ха­рак­те­ри­сти­ках, пуб­лич­ных вы­сту­п­ле­ни­ях, за­яв­ле­ни­ях, ад­ре­со­ван­ных долж­но­ст­ным ли­цам, или со­об­ще­ние в лю­бой, в т. ч. уст­ной, фор­ме хо­тя бы од­но­му ли­цу. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным ви­дом К. яв­ля­ет­ся К., со­дер­жа­щая­ся в пуб­лич­ном вы­сту­п­ле­нии, пуб­лич­но де­мон­ст­ри­рую­щем­ся про­из­ве­де­нии или сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции; осо­бо ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным – К., со­еди­нён­ная с об­ви­не­ни­ем ли­ца в со­вер­ше­нии тяж­ко­го или осо­бо тяж­ко­го пре­сту­п­ле­ния. В спец. слу­ча­ях пре­ду­смот­ре­на от­вет­ст­вен­ность за К. в от­но­ше­нии су­дьи, при­сяж­но­го за­се­да­те­ля и др. Де­ла о К. яв­ля­ют­ся де­ла­ми ча­ст­но­го об­ви­не­ния, т. е. воз­бу­ж­да­ют­ся не ина­че как по же­ла­нию по­тер­пев­ше­го и под­ле­жат пре­кра­ще­нию в слу­чае его при­ми­ре­ния с об­ви­няе­мым. Слу­чаи при­вле­че­ния к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти за К. срав­ни­тель­но ред­ки. Гра­ж­да­не, по­тер­пев­шие от К., в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев об­ра­ща­ют­ся за за­щи­той сво­их чес­ти, дос­то­ин­ст­ва и де­ло­вой ре­пу­та­ции в по­ряд­ке гражд. су­до­про­из­вод­ст­ва.

Гра­ж­да­нин впра­ве предъ­я­вить иск об оп­ро­вер­же­нии по­ро­ча­щих его честь, до­сто­ин­ст­во или де­ло­вую ре­пу­та­цию све­де­ний, ес­ли рас­про­стра­нив­ший та­кие све­де­ния не до­ка­жет, что они со­от­вет­ст­ву­ют дей­ст­ви­тель­но­сти. Гра­ж­да­нин, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го рас­про­стра­не­ны кле­вет­нич. све­де­ния, впра­ве на­ря­ду с оп­ро­вер­же­ни­ем та­ких све­де­ний тре­бо­вать воз­ме­ще­ния убыт­ков и мо­раль­но­го вре­да, при­чи­нён­ных их рас­про­стра­не­ни­ем. Ус­та­нов­лен­ные пра­ви­ла при­ме­ня­ют­ся так­же к за­щи­те де­ло­вой ре­пу­та­ции юри­дич. лиц.

В за­ко­но­да­тель­ст­ве за­ру­беж­ных стран К. так­же яв­ля­ет­ся как гражд. де­лик­том, так и (зна­чи­тель­но ре­же) пре­сту­п­ле­ни­ем. Ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся диф­фе­рен­циа­ция от­вет­ст­вен­но­сти за К. в за­ви­си­мо­сти от фор­мы рас­про­стра­не­ния кле­вет­нич. све­де­ний – уст­ной или пись­мен­ной, счи­таю­щей­ся бо­лее опас­ной (напр., в ФРГ). В анг­ло-аме­ри­кан­ском пра­ве К. (defa­mation), при­зна­вае­мая гражд. де­лик­том и, в не­ко­то­рых слу­ча­ях, пре­сту­п­ле­ни­ем, под­раз­де­ля­ет­ся на slander (уст­ная К.) и libel (пись­мен­ная К.).

В рос. пра­ве К. сле­ду­ет от­ли­чать от диф­фа­ма­ции – рас­про­стра­не­ния по­зо­ря­щих све­де­ний, со­от­вет­ст­вую­щих дей­ст­ви­тель­но­сти. Уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность пре­ду­смот­ре­на лишь за не­ко­то­рые раз­но­вид­но­сти диф­фа­ма­ции (напр., за на­ру­ше­ние не­при­кос­но­вен­но­сти ча­ст­ной жиз­ни).

Лит.: Ду­хов­ской М. В. По­ня­тие кле­ве­ты как пре­сту­п­ле­ния про­тив чес­ти ча­ст­ных лиц по рус­ско­му пра­ву. Яро­славль, 1873; Ной И. С. Ох­ра­на чес­ти и дос­то­ин­ст­ва лич­но­сти в со­вет­ском уго­лов­ном пра­ве. Са­ра­тов, 1959; Чер­ны­ше­ва С. А. За­щи­та чес­ти и дос­то­ин­ст­ва гра­ж­дан. М., 1974; Ма­ро­гу­ло­ва И. Л. За­щи­та чес­ти и дос­то­ин­ст­ва лич­но­сти. М., 1998.

Вернуться к началу