КЛЕВЕТА́
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЕВЕТА́, распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство человека или подрывающих его деловую репутацию.
История правовых установлений о К. прослеживается с античных времён. В римском праве К. являлась частью более общего понятия «обида» (injuria), дававшего право на особый иск. Будучи воспринятым большинством стран при рецепции римского права, понятие К. эволюционировало в качестве особой разновидности гражд. деликта и преступления.
В рус. праве постановления о преступлениях против чести впервые упоминались в Соборном уложении 1649. Понятие К. определено в Уложении о наказаниях 1845 (ст. 2017): «Кто дозволит себе... оклеветать кого-либо несправедливо, обвиняя его, или жену его, или членов его семейства в деянии, противном правилам чести...». В сов. уголовном законодательстве К. рассматривалась как «оглашение заведомо ложного и позорящего другое лицо обстоятельства».
На совр. этапе охрана личности человека, в т. ч. его нематериальных благ, является приоритетной задачей правовой системы. Междунар. пакт о гражд. и политич. правах (ст. 17) и Европ. конвенция о защите прав человека и осн. свобод (ст. 10) закрепляют право каждого на защиту от незаконных посягательств на его честь и достоинство, а также репутацию. Конституцией РФ (ст. 23) установлено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени человека и гражданина. Преступлением против личности признаётся распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство др. лица или подрывающих его репутацию. Порочащими являются сведения, которые умаляют честь, достоинство и деловую репутацию гражданина в обществ. мнении или мнении отд. лиц (напр., о нарушении правовых, моральных или этич. норм). Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому они относятся. Под распространением сведений понимается опубликование их в печати, трансляция по радио и телевидению, распространение в сети Интернет, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в любой, в т. ч. устной, форме хотя бы одному лицу. Квалифицированным видом К. является К., содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации; особо квалифицированным – К., соединённая с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В спец. случаях предусмотрена ответственность за К. в отношении судьи, присяжного заседателя и др. Дела о К. являются делами частного обвинения, т. е. возбуждаются не иначе как по желанию потерпевшего и подлежат прекращению в случае его примирения с обвиняемым. Случаи привлечения к уголовной ответственности за К. сравнительно редки. Граждане, потерпевшие от К., в большинстве случаев обращаются за защитой своих чести, достоинства и деловой репутации в порядке гражд. судопроизводства.
Гражданин вправе предъявить иск об опровержении порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Гражданин, в отношении которого распространены клеветнич. сведения, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причинённых их распространением. Установленные правила применяются также к защите деловой репутации юридич. лиц.
В законодательстве зарубежных стран К. также является как гражд. деликтом, так и (значительно реже) преступлением. Широко применяется дифференциация ответственности за К. в зависимости от формы распространения клеветнич. сведений – устной или письменной, считающейся более опасной (напр., в ФРГ). В англо-американском праве К. (defamation), признаваемая гражд. деликтом и, в некоторых случаях, преступлением, подразделяется на slander (устная К.) и libel (письменная К.).
В рос. праве К. следует отличать от диффамации – распространения позорящих сведений, соответствующих действительности. Уголовная ответственность предусмотрена лишь за некоторые разновидности диффамации (напр., за нарушение неприкосновенности частной жизни).