ВЛАДЕ́НИЕ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЛАДЕ́НИЕ (лат. possessio), обладание индивидуально определённой вещью как своей собственной. Имеет юридич. основание – титул (напр., договор купли-продажи, получение имущества по наследству и т. д.), будучи законным (титульным) В., либо является фактическим (беститульным) В., т. е. опирающимся только на факт обладания вещью (напр., захват бесхозяйного имущества или приобретение вещи от неуправомоченного на её отчуждение лица). Законное В. составляет правомочие ряда имущественных прав, как вещных (напр., права собственности), так и обязательственных (аренда, хранение, доверительное управление и др.) и потому не имеет самостоят. гражданско-правового значения. Фактическое В. пользуется правовой защитой при определённых законом условиях, главное из которых – добросовестность (приобретатель вещи не знал и не мог знать о неправомерности её отчуждения предшествующим владельцем). Добросовестное В. может породить законное право (напр., право собственности на имущество в силу приобретательной давности, а также при отказе в удовлетворении виндикационного иска). В ряде европ. континентальных правопорядков (Германия, Франция, Швейцария и др.) такое фактическое В. признаётся «особым правом В.» и подлежит самостоят. охране.
В римском частном праве различалось В. и держание (лат. detentio). В. охватывало как титульное В. собственника, так и фактическое (беститульное) В. вещью как собственной, предоставляя всем владельцам владельческую защиту самого факта В. вещью, безотносительно к наличию права на неё. Это исключало необходимость доказывания владельцем титула на свою вещь, требовавшейся при использовании петиторной (от лат. petitio – предъявление иска) защиты, облегчая защиту В. и обеспечивая стабильность отношений присвоения. При держании владелец не считал вещь своей (арендатор, хранитель и т. д.) и не получал спец. защиты своего В., прибегая для этого к помощи собственника.
В дореволюционном рос. праве В. и держание строго не различались, хотя «держатели» вещей по договорам признавались «производными владельцами», не пользовавшимися владельческой защитой. В сов. период особая защита В. была устранена. ГК РФ 1964 уравнял в защите собственников и др. титульных владельцев, в т. ч. владеющих вещами по договорам, в качестве «законных владельцев», получивших только петиторную защиту. Тем самым держание было законодательно отождествлено с В. С 1990-х гг. защита фактического В. была восстановлена одновременно с расширением вещно-правовой защиты законных владельцев (даже против собственника). В результате добросовестное фактическое В. пользуется владельческой защитой от самоуправных посягательств, но не признаётся самостоят. вещным или иным правом.