БРЮССЕ́ЛЬСКИЕ КОНВЕ́НЦИИ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРЮССЕ́ЛЬСКИЕ КОНВЕ́НЦИИ, междунар. соглашения по отд. вопросам морского права, разработанные в рамках Междунар. морского к-та, образованного в Антверпене (Бельгия) в 1897 в целях унификации морского частного права, и принимавшиеся на дипломатич. конференциях, созываемых в Брюсселе правительством Бельгии; первая конференция состоялась в 1905, последняя, 13-я – в 1979; всего принято 16 конвенций, депозитарием которых является правительство Бельгии. Б. к. содержат гл. обр. нормы гражд. права, регулирующие отношения в области торгового мореплавания: перевозка грузов, пассажиров и багажа, возмещение ущерба, причинённого столкновением судов, вознаграждение за спасение на море и др.
Наиболее известные Б. к.: Междунар. конвенция по унификации некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (1910), Междунар. конвенция по унификации некоторых правил относительно столкновения судов (1910), Междунар. конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносамента (1924), Междунар. конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (1952), а также Междунар. конвенция об ограничении ответственности собственников морских судов (1957; РФ не участвует).
Некоторые конвенции так и не вступили в силу: Междунар. конвенция, относящаяся к безбилетным пассажирам (1957), Междунар. конвенция по унификации правил, относящихся к перевозке пассажиров морем (1961), Междунар. конвенция по унификации некоторых правил, относящихся к перевозке багажа пассажиров морем (1967). Однако они послужили основой для создания в рамках Междунар. морской орг-ции (см. Специализированные учреждения ООН) соответствующих обновлённых конвенций. Так, в 1974 была принята Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем (СССР, а затем РФ участвует с 1983). Другие конвенции послужили основой для принятия нац. законодательства. В частности, осн. положения Междунар. конвенции относительно регистрации прав на строящиеся суда (1967) включены в Кодекс торгового мореплавания РФ.
В связи с повышением роли межправительственных организаций (таких, как Междунар. морская орг-ция, Комиссия ООН по праву междунар. торговли) межправительственные дипломатич. конференции созываются под эгидой этих организаций, и они становятся депозитариями соответствующих конвенций.