Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЮССЕ́ЛЬСКИЕ КОНВЕ́НЦИИ

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 268

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Г. Иванов

БРЮССЕ́ЛЬСКИЕ КОНВЕ́НЦИИ, ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ния по отд. во­про­сам мор­ско­го пра­ва, раз­ра­бо­тан­ные в рам­ках Ме­ж­ду­нар. мор­ско­го к-та, об­ра­зо­ван­но­го в Ан­твер­пе­не (Бель­гия) в 1897 в це­лях уни­фи­ка­ции мор­ско­го ча­ст­но­го пра­ва, и при­ни­мав­шие­ся на ди­пло­ма­тич. кон­фе­рен­ци­ях, со­зы­вае­мых в Брюс­се­ле пра­ви­тель­ст­вом Бель­гии; пер­вая кон­фе­рен­ция со­стоя­лась в 1905, по­след­няя, 13-я – в 1979; все­го при­ня­то 16 кон­вен­ций, де­по­зи­та­ри­ем ко­то­рых яв­ля­ет­ся пра­ви­тель­ст­во Бель­гии. Б. к. со­дер­жат гл. обр. нор­мы гражд. пра­ва, ре­гу­ли­рую­щие от­но­ше­ния в об­лас­ти тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния: пе­ре­воз­ка гру­зов, пас­са­жи­ров и ба­га­жа, воз­ме­ще­ние ущер­ба, при­чи­нён­но­го столк­но­ве­ни­ем су­дов, воз­на­гра­ж­де­ние за спа­се­ние на мо­ре и др.

Наи­бо­лее из­вест­ные Б. к.: Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция по уни­фи­ка­ции не­ко­то­рых пра­вил от­но­си­тель­но ока­за­ния по­мо­щи и спа­са­ния на мо­ре (1910), Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция по уни­фи­ка­ции не­ко­то­рых пра­вил от­но­си­тель­но столк­но­ве­ния су­дов (1910), Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция по уни­фи­ка­ции не­ко­то­рых пра­вил, ка­саю­щих­ся ко­но­са­мен­та (1924), Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция об уни­фи­ка­ции не­ко­то­рых пра­вил, ка­саю­щих­ся аре­ста мор­ских су­дов (1952), а так­же Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция об ог­ра­ни­че­нии от­вет­ст­вен­но­сти соб­ст­вен­ни­ков мор­ских су­дов (1957; РФ не уча­ст­ву­ет).

Не­ко­то­рые кон­вен­ции так и не всту­пи­ли в си­лу: Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция, от­но­ся­щая­ся к без­би­лет­ным пас­са­жи­рам (1957), Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция по уни­фи­ка­ции пра­вил, от­но­ся­щих­ся к пе­ре­воз­ке пас­са­жи­ров мо­рем (1961), Меж­ду­нар. кон­вен­ция по уни­фи­ка­ции не­ко­то­рых пра­вил, от­но­ся­щих­ся к пе­ре­воз­ке ба­га­жа пас­са­жи­ров мо­рем (1967). Од­на­ко они по­слу­жи­ли ос­но­вой для соз­да­ния в рам­ках Ме­ж­ду­нар. мор­ской орг-ции (см. Спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные уч­ре­ж­де­ния ООН) со­от­вет­ст­вую­щих об­нов­лён­ных кон­вен­ций. Так, в 1974 бы­ла при­ня­та Афин­ская кон­вен­ция о пе­ре­воз­ке пас­са­жи­ров и их ба­га­жа мо­рем (СССР, а за­тем РФ уча­ст­ву­ет с 1983). Дру­гие кон­вен­ции по­слу­жи­ли ос­но­вой для при­ня­тия нац. за­ко­но­да­тель­ст­ва. В ча­ст­но­сти, осн. по­ло­же­ния Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ции от­но­си­тель­но ре­ги­ст­ра­ции прав на строя­щие­ся су­да (1967) вклю­че­ны в Ко­декс тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния РФ.

В свя­зи с по­вы­ше­ни­ем ро­ли меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций (та­ких, как Меж­ду­нар. мор­ская орг-ция, Ко­мис­сия ООН по пра­ву ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли) меж­пра­ви­тель­ст­вен­ные ди­пло­ма­тич. кон­фе­рен­ции со­зы­ва­ют­ся под эги­дой этих ор­га­ни­за­ций, и они ста­но­вят­ся де­по­зи­та­рия­ми со­от­вет­ст­вую­щих кон­вен­ций.

Вернуться к началу