Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АСФА́ЛЬТ

  • рубрика

    Рубрика: Геология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 429

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Н. Попов (искусственный асфальт)

АСФА́ЛЬТ (от греч. ἄσφαλτος – гор­ная смо­ла), од­на из групп при­род­ных би­ту­мов. Пред­став­ля­ет со­бой смесь окис­лен­ных уг­ле­во­до­ро­дов, эле­мент­ный со­став (%): $\ce{C}$ 80–85, $\ce{H}$ 10–12, $\ce{O}$ 2–3, $\ce{S}$ 0,1–10. По сте­пе­ни рас­тво­ри­мо­сти в рас­тво­ри­те­лях ти­па хло­ро­фор­ма (ски­пи­дар, се­ро­уг­ле­род) за­ни­ма­ет про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду маль­той и ас­фаль­ти­том и оп­ре­де­ля­ет­ся по со­дер­жа­нию в груп­по­вом со­ста­ве не­фтя­ных ма­сел 25–40% (25–50% по за­ру­беж­ным клас­си­фи­ка­ци­ям, в ко­то­рых маль­ты не вы­де­ля­ют­ся в отд. класс и рас­смат­ри­ва­ют­ся как тя­жё­лые неф­ти). В за­ви­си­мо­сти от груп­по­во­го со­ста­ва (ко­ли­че­ст­вен­ных со­от­но­ше­ний ма­сел, смол и ас­фаль­те­нов) кон­си­стен­ция А. варь­и­ру­ет от вяз­кой до твёр­дой низ­ко­плав­кой (плот­ность 1000–1200 кг/м3, темп-ра плав­ле­ния 20–100 °C). Цвет чёр­ный или тём­но-ко­рич­не­вый. Об­ра­зу­ет­ся из не­ко­то­рых неф­тей в ре­зуль­та­те их окис­ле­ния и ис­па­ре­ния лёг­ких фрак­ций. Ши­ро­ко рас­про­стра­нён в неф­те­га­зо­нос­ных бас­сей­нах в рай­онах не­глу­бо­ко­го за­ле­га­ния или вы­хо­да на по­верх­ность про­дук­тив­ных толщ. А. на­сы­ща­ет по­ры пес­ча­ни­ков, тре­щи­ны и ка­вер­ны из­вест­ня­ков и до­ло­ми­тов (со­дер­жа­ние в по­ро­дах от 2–3 до 20%), ино­гда об­ра­зу­ет мощ­ную ко­ру на по­верх­но­сти боль­ших «неф­тя­ных озёр» (ас­фаль­то­вое озе­ро Пич-Лейк на о. Три­ни­дад). Ме­сто­рож­де­ния А. вы­яв­ле­ны в Рос­сии (Са­мар­ская и Орен­бург­ская об­лас­ти, Рес­пуб­ли­ка Ко­ми, Яку­тия), Ве­не­су­эле, Три­ни­да­де и То­ба­го, Ка­на­де, Фран­ции, Иор­да­нии, Си­рии, США и др. В пром. мас­шта­бах А. до­бы­ва­ет­ся в 9 стра­нах (наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во – в Три­ни­да­де и То­ба­го, ок. 1 млрд. т/год). А. – ста­рей­ший стро­ит. ма­те­ри­ал; в Древ­нем ми­ре (Ас­си­рии, Егип­те, Ри­ме) ис­поль­зо­вал­ся для изо­ля­ции гид­ро­тех­нич. и под­зем­ных со­ору­же­ний, в до­рож­ном строи­тель­ст­ве, при уст­рой­ст­ве пло­ских кро­вель и др. При­ме­ня­ет­ся гл. обр. в до­рож­ном стро­и­тель­ст­ве (за ру­бе­жом), элек­тро­тех­ни­ке и хи­мич. пром-сти, в ла­ко­кра­соч­ном, кро­вель­ном и гид­ро­изо­ля­ци­он­ном про­из­вод­ст­вах.

А. ис­кус­ст­вен­ный – смесь неф­тя­ных би­ту­мов (15–60%) с ми­не­раль­ным по­рош­ко­об­раз­ным на­пол­ни­те­лем (мо­ло­тым из­вест­ня­ком, до­ло­ми­том и т. п.). По со­ста­ву ис­кус­ст­вен­ный А. от­ли­ча­ет­ся от при­род­но­го бо́льшим со­дер­жа­ни­ем неф­тя­ных ма­сел. Ис­поль­зу­ет­ся гл. обр. в до­рож­ном строи­тель­ст­ве (вя­жу­щий ком­по­нент ас­фаль­то­бе­то­на), а так­же как гид­ро­изо­ляц. и элек­тро­изо­ляц. ма­те­ри­ал; для из­го­тов­ле­ния мас­тик, кле­ёв, за­ма­зок, ас­фаль­то­вых ла­ков, а так­же при про­из-ве кро­вель­ных ма­те­риа­лов (мяг­кой че­ре­пи­цы, ру­бе­рои­да).

А. так­же при­ня­то на­зы­вать ас­фаль­то­бе­тон­ное по­кры­тие до­рог и тро­туа­ров.

Вернуться к началу