АСФАЛЬТОБЕТО́Н
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АСФАЛЬТОБЕТО́Н (асфальтовый бетон), строительный материал, получаемый в результате затвердевания уплотнённой смеси щебня, песка, минер. порошка (молотые известняк, доломит и т. п.) и битума; при отсутствии в смеси щебня называется асфальтовым раствором). Вяжущим компонентом в А. служит смесь битума и минер. порошка – искусственный асфальт. Для А. используют спец. дорожные битумы – БНД. Щебень и песок, составляющие 75–85% объёма А., получают преим. из известняков и доломитов (для автодорог желательно добавление мелкого гранитного щебня). При приготовлении А. песок и щебень нагревают до 100–160 °С и смешивают с расплавленным вяжущим. Темп-ра подогрева зависит от вязкости применяемого битума: чем более вязок битум, тем до более высокой темп-ры подогревают составляющие материалы.
В зависимости от темп-ры укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси различают А.: горячий – на вязких битумах, укладываемый при темп-ре не ниже 120 °C; тёплый – на маловязких битумах, укладываемый при 50–100 °C; холодный – укладываемый без нагрева, но при темп-ре окружающей среды не ниже 5 °C. Холодный А., приготовленный заранее, может храниться длительное время на складе (8–10 мес), т. к. содержит жидкий или разжиженный битум. За рубежом для аварийного ремонта дорожного покрытия используют холодные ремонтные смеси, вяжущим для которых служит модифицированный полимерами жидкий битум со спец. добавками. Хранят такие смеси в герметичных пластиковых ёмкостях; срок хранения – до 2 лет.
А. водостоек и водонепроницаем. Прочность его зависит от темп-ры: при –15 °C предел прочности А. при сжатии составляет 15–20 МПа, при 20 °C 2–3 МПа, при 50 °C 0,8–1,2 МПа. Со временем под действием климатич. (солнечное облучение, периодич. замораживание и оттаивание и др.) и эксплуатац. факторов А. стареет, и покрытие из него разрушается. Совр. технология допускает регенерацию А. – вторичную переработку асфальтобетонного лома или крошки путём его разогрева и тщательного перемешивания на месте ремонта покрытия в спец. машине – рециклере (см. в ст. Дорожно-строительные машины). А. применяют для устройства дорожных, тротуарных, аэродромных и мостовых покрытий, полов пром. зданий, кровель, пешеходных дорожек, а также при гидротехнич. работах и т. п. Холодный А. используют в дорожных покрытиях на автомобильных дорогах с низкой интенсивностью движения.
В строит. практике используют также литой асфальт – разновидность горячего А. тестообразной консистенции с большим содержанием вяжущего (25–35%) из высоковязкого твёрдого битума и минер. порошка. Темп-ра его приготовления и укладки 220–250 °C. Поскольку для уплотнения литого асфальта не требуются тяжёлые катки или вибраторы, его применяют преим. в стеснённых условиях и для местного ремонта дорожных покрытий.