Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕМЕНЧУ́Г

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: А. А. Герцен

КРЕМЕНЧУ́Г, го­род в центр. час­ти Ук­раи­ны, в Пол­тав­ской обл. Нас. 229,9 тыс. чел. (2009). Рас­по­ло­жен на р. Дне­пр (порт). Узел же­лез­ных до­рог.

Кре­мен­чуг­ский пе­ре­воз яв­лял­ся од­ной из важ­ных пе­ре­прав на Днеп­ре. Ве­ро­ят­но, в нач. 15 в. в прав­ле­ние вел. кн. ли­тов­ско­го Ви­тов­та

 >>
здесь бы­ла со­ору­же­на кре­пость, ос­тат­ки ко­то­рой ещё со­хра­ня­лись в кон. 16 в. В кон. 16 – нач. 17 вв. здесь су­ще­ст­во­вал не­боль­шой на­се­лён­ный пункт. В 1635 за­ло­же­на кре­пость по про­ек­ту франц. инж. Г. де Бо­пла­на
 >>
(по­строе­на к 1638). В 1648–61 и 1666 – нач. 1670-х гг. со­тен­ный го­род Чи­ги­рин­ско­го пол­ка, в 1661–66 центр Кре­мен­чуг­ско­го пол­ка, с нач. 1670-х гг. со­тен­ный го­род Мир­го­род­ско­го пол­ка. В 1659 по­лу­чил ма­где­бург­ское пра­во
 >>
. В 1660–70-х гг. на­хо­дил­ся в цен­тре про­ти­во­стоя­ния гет­ма­нов Ле­во­бе­реж­ной и Пра­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны. В 1663 со­жжён И. М. Брю­хо­вец­ким
 >>
; в 1666 без­ус­пеш­но оса­ж­дал­ся П. Д. До­ро­шен­ко
 >>
, в 1668–70 и 1672–74 на­хо­дил­ся под его кон­тро­лем; в 1670–72 за­нят гет­ма­ном Д. И. Мно­го­греш­ным
 >>
. С 1674 вновь под кон­тро­лем гет­ма­нов Ле­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны. К сер. 18 в. стал од­ним из круп­ней­ших цен­тров ре­гио­на. В 1754 уч­ре­ж­де­на та­мож­ня. С 1764 в со­ста­ве Но­во­рос­сий­ской губ., её адм. центр (1765–83). Уезд­ный го­род Ека­те­ри­но­слав­ско­го на­ме­ст­ни­че­ст­ва (1783–96), до 1789 фак­ти­че­ски вы­пол­нял функ­ции его адм. цен­тра. Уезд­ный го­род Ма­ло­рос­сий­ской губ. (1796–1802), Пол­тав­ской губ. (1802–1921, 1922–23). В 1796 ука­зом имп. Пав­ла I в со­став К. вклю­чён по­сад Крю­ков (фак­ти­че­ски объ­е­ди­нил­ся с К. в 1817; впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1676). В 1870 вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Кре­мен­чуг – Пол­та­ва, в 1872 – ли­ния Кре­мен­чуг – Крю­ков (че­рез р. Днепр) Харь­ко­во-Кре­мен­чуг­ской же­лез­ной до­ро­ги. В 1916 в К. со­стоя­лось вос­ста­ние сол­дат за­пас­но­го пол­ка, от­ка­зав­ших­ся ид­ти на фронт. 9(22).1.1918 ус­та­нов­ле­на сов. власть. 25 мар­та го­род за­нят ав­ст­ро-герм. вой­ска­ми; 30 но­яб. власть пе­ре­шла в ру­ки Ук­ра­ин­ской ди­рек­то­рии
 >>
. 1.2.1919 К. за­нят вой­ска­ми РККА, 10.8.1919 – Во­оруж. си­ла­ми Юга Рос­сии, 20 дек. – вновь вой­ска­ми РККА и ме­ст­ны­ми пар­ти­за­на­ми. Центр Кре­мен­чуг­ской губ. УССР (1921–1922). Ок­руж­ной центр Пол­тав­ской губ. УССР (1923–25), УССР (1925–30). Рай­он­ный центр УССР (1930–32), Харь­ков­ской обл. (1932–37), Пол­тав­ской обл. (с 1937) УССР. В хо­де Вел. Отеч. вой­ны ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми 8.9.1941. В го­ро­де бы­ло соз­да­но неск. конц­ла­ге­рей, про­во­ди­лись мас­со­вые рас­стре­лы (97 тыс. чел., из них 50 тыс. во­ен­но­плен­ных и 47 тыс. мир­ных жи­те­лей). Де­сять тыс. жит. К. бы­ли уг­на­ны на при­ну­дит. ра­бо­ты в Гер­ма­нию. Ос­во­бо­ж­дён 29.9.1943 в хо­де Бит­вы за Днепр 1943
 >>
.

Кременчуг. Крюковский мост. 1870–72. Архитектор А. Е. Струве. Фото Д. В. Соловьёва
Кременчуг. Церковь Святителя Николая. 1910. Фото Д. В. Соловьёва

Сре­ди ар­хит. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: зда­ние быв. бо­га­дель­ни в фор­мах клас­си­циз­ма (19 в., арх. А. Кар­та­шев­ский), дом куп­ца Г. Е. Чур­ки­на (1902), ко­стёл (1910, ны­не ц. Свт. Ни­ко­лая), Клуб им. Кот­ло­ва и шко­ла (1925–26, арх. Ф. М. Ма­зу­лен­ко), Гор. дво­рец куль­ту­ры (1966–72). Свя­то-Ус­пен­ский со­бор (ка­фед­раль­ный со­бор Кре­мен­чуг­ской и Лу­бен­ской епар­хии, об­ра­зо­ван­ной в 2007). В К. – Крю­ков­ский мост че­рез Днепр (дли­на 962 м), един­ст­вен­ный в пре­де­лах гор. чер­ты (1870–72; арх. А. Е. Стру­ве; силь­но по­ст­ра­дал в Вел. Отеч. вой­ну, вос­ста­нов­лен в 1949). Па­мят­ни­ки: ре­во­лю­ци­он­ным мат­ро­сам Днеп­ров­ской фло­ти­лии (1940, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1988), В. И. Ле­ни­ну (1971, скульп­тор Э. М. Кун­це­вич), Т. Г. Шев­чен­ко (2004, скульп­тор А. П. Скоб­ли­ков).

Гос. по­ли­тех­ни­че­ский ун-т им. Ми­хаи­ла Ост­ро­град­ско­го (1960), Ун-т эко­но­ми­ки, ин­фор­мац. тех­но­ло­гий и управ­ле­ния (1992, не­го­су­дарств. вуз); фи­ли­ал Днеп­ро­пет­ров­ско­го ун-та эко­но­ми­ки и пра­ва, пред­ста­ви­тель­ст­во От­кры­то­го ме­ж­ду­нар. ун-та раз­ви­тия че­ло­ве­ка «Ук­раи­на» (Ки­ев). Му­зеи: ис­то­ри­ко-крае­вед­че­ский (ос­но­ван в 1937; вос­ста­нов­лен в 1967; зда­ние 1971, арх. А. Д. Вы­шинский), ме­мо­ри­аль­но-пе­да­го­ги­че­ский А. С. Ма­ка­рен­ко

 >>
(1951), во­ен. тех­ни­ки (2008). Гор. ху­дож. га­ле­рея, Кар­тин­ная га­ле­рея ху­дож­ни­цы Н. Юзе­фо­вич.

К. – круп­ный пром. центр Ук­раи­ны. Неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод (при­над­ле­жит ком­па­нии «Ук­ртат­наф­та»). Пред­при­ятия ма­ши­но­строе­ния – за­во­ды: ав­то­мо­биль­ный (тя­жё­лые гру­зо­вые ав­то­мо­би­ли «КрАЗ»), ав­то­сбо­роч­ный (сбор­ка ав­то­мо­би­лей кор. ком­па­нии «Ssang Yong», кит. фир­мы «Geely» и др.), до­рож­ных ма­шин, ко­лёс­ный (сталь­ные дис­ки для ав­то­мо­би­лей, с.-х. ма­шин и др.), Крю­ков­ский ва­го­но­строи­тель­ный; пред­при­ятие «АВМ Ам­пер» (элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ние). Дей­ст­ву­ют так­же за­во­ды тех­нич. уг­ле­ро­да, ста­ле­ли­тей­ный. Ме­бель­ный, до­мо­строи­тель­ный ком­би­на­ты. Пред­при­ятия пи­ще­вой (мя­со­ком­би­нат, хле­бо­ком­би­нат, ли­кё­ро-во­доч­ный за­вод, мо­ло­ко­за­вод, кон­ди­тер­ская фаб­ри­ка и др.) и лёг­кой (ко­же­вен­но-шор­ный ком­би­нат, фаб­ри­ки: три­ко­таж­ная, обув­ная, швей­ная, ху­дож. из­де­лий) про­мыш­лен­но­сти.

Близ К., в г. Ком­со­мольск, – Пол­тав­ский гор­но-обо­га­тит. ком­би­нат (на ба­зе ме­сто­ро­ж­де­ний Кре­мен­чуг­ской маг­нит­ной ано­ма­лии); вы­ше по те­че­нию Днеп­ра – Кре­мен­чуг­ское во­до­хра­ни­ли­ще

 >>
, об­ра­зо­ван­ное пло­ти­ной Кре­мен­чуг­ской ГЭС (1954–60; мощ­ность 625 МВт).

Лит.: Ни­ко­лай­чик Ф. Д. Го­род Кре­мен­чуг. Ис­то­ри­че­ский очерк. СПб., 1891; На­рис іс­то­рії Кре­мен­чу­ка. Кре­мен­чук, 1995; Вирсь­кий Д. С. Кре­мен­чук 1917–1920 рр.: провінційні об­ра­зи революції. Київ, 2003; он же. «Ук­раїн­не місто»: Кре­мен­чук від за­сну­ван­ня до 1764 р. Київ, 2004.

Вернуться к началу