ВУ́ЛВЕРГЕ́МПТОН
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВУ́ЛВЕРГЕ́МПТОН (Wolverhampton), город в Великобритании, на западе Англии, в регионе Западный Мидленд; обладает статусом унитарного территориального образования «сити».
Транспортно-географическое положение
Расположен на северо-западе конурбации Западного Мидленда (2,5 млн. чел.; 3-я по численности населения после Большого Лондона и Большого Манчестера), в 40 км к юго-востоку от её центра г. Бирмингем; частично находится в пределах т. н. Чёрной страны (в прошлом главный ареал угольной промышленности и чёрной металлургии Великобритании).
Крупный узел автомобильных и железных дорог; связывают его с Лондоном, Бирмингемом, городами Северо-Западной (Манчестером и Ливерпулем), Северо-Восточной и Юго-Западной Англии, с Южным Уэльсом и Шотландией. Через Вулвергемптон проходит автомобильная трасса, обеспечивающая кратчайший путь из Лондона в Дублин (через паромный терминал Холихед). Судоходные каналы (общая протяжённость 30 км), в т. ч. Бирмингем, соединяющийся за пределами Вулвергемптона с каналами Стаффордшир-Вустершир, Шропшир-Юнион и др. Аэропорты: внутренний Вулвергемптон-Хафпенни-Грин (1941, с 1961 используется гражданской авиацией; в 13 км к юго-западу от центра Вулвергемптона), международный – в Бирмингеме (1946). Линия лёгкого метро до Бирмингема (1999).
Население
Население 215,7 тыс. чел. (2016; около 30% – иммигранты из стран Южной Азии и Карибского бассейна и их потомки).
История
Под названием «Вулвергемптон» известен с 985. До 16 в. развивался как центр торговли шерстью (прекращена из-за эпидемии чумы, нескольких пожаров и др.). Позднее на базе каменного угля Южного Стаффордшира и местной железной руды возникли предприятия чёрной металлургии, началось производство скобяных изделий и машин. В 18–19 вв. развитию города способствовало строительство канала от г. Бирмингем до г. Вулвергемптон (1772), железных дорог (1837) и других объектов транспортной инфраструктуры. Возникновение в начале 20 в. ряда новых производств – грузовиков и автобусов (компания «Guy Motors»), мотоциклов («Villiers Engineering»), велосипедов («Sunbeam»), шин («Goodyear Tyres») и др. – сгладило последствия спада производства в угледобыче и металлургии (окончательно прекращены после 2-й мировой войны).
Архитектура
Среди наиболее значительных памятников архитектуры – церковь Святого Петра (14–16 вв.; нижняя часть башни и южный трансепт – 13 в.; алтарь – 1682; на месте монастыря Богоматери, основанного в 994), Теттенхоллские башни, бывшее здание вокзала в викторианском стиле (1855).
Наука и образование
Университет Вулвергемптона (ведёт историю с 1851; современные название и статус с 1992).
Центральная библиотека (1902).
Музеи
Королевский музей военно-воздушных сил (1979; в деревне Косфорд, к северо-западу от города), Музей пожарной авиации ВВС (в помещении аэропорта). Дом-музей «Банток» эпохи короля Эдуарда VIII (1938; в его составе – сады, парк, футбольное поле и поле для гольфа). Галерея искусств (1884; самая большая в Англии после лондонской галереи Тейт коллекция произведений поп-арта) и галерея ремесленного искусства «Билстон» (1937).
Театры
Театры: Большой («Grand Theatre»; 1894; опера, балет, мюзиклы, драма), «Арена» («Arena Theatre»; 1967, реконструкция 1999; драма, музыкальные выступления).
Фестивали
Ежегодный международный фестиваль анимационных фильмов (с 2004).
Парки
Городской Западный парк (1881; ранее Народный парк; с эстрадой, теннисными кортами, коллекцией растений и др.).
Спорт
Клуб спидвея «Вулвергемптонские волки» («Wolverhampton Wolves»; один из ведущих в стране) с одной из самых старых в мире трасс спидвея (1928); футбольный клуб «Вулверхэмптон Уондерерс» («Wolverhampton Wanderers»; основан в 1877 как футбольный клуб Святого Луки), проводит игры на стадионе «Молинью» («Molineux»; 1889, реконструкция 1991–93; 31,7 тыс. мест).
Хозяйство
В структуре городской экономики с конца 20 в. преобладает сфера услуг (около 80% занятых, 2014); её ведущие сектора: услуги управления, образования и здравоохранения (суммарно 33% всех занятых), торговля, гостиничный бизнес и общественное питание (21%), финансовые и информационные услуги (13%), туристический бизнес (5%) и прочие услуги (8%). Главные работодатели – городской совет Вулвергемптона, государственный госпиталь «New Cross» (1994), Университет Вулвергемптона, коммерческий банк Birmingham Midshires (1986; в структуре «Lloyds Banking Group»), ритейлерская компания «Beatties» (1877; с 2005 в структуре «House of Fraser») и т. п.
Формируются новые наукоёмкие сектора экономики. Создан научно-исследовательский парк (1993; официальное название с 2012 – Научный парк Университета Вулвергемптона; в его составе – Университет Вулвергемптона, Телфордский инновационный центр, ряд научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий) – один из 9 научно-исследовательских парков Западного Мидленда. В парке базируется около 100 компаний различного профиля (разработка программного обеспечения, проектно-дизайнерские услуги, в т. ч. в области видео- и фотоизображения, биоцидных покрытий, здравоохранения, образования; консалтинг и услуги по поддержке бизнеса, экологический менеджмент).
Обрабатывающая промышленность переживает упадок. Полностью ликвидирована чёрная металлургия (до закрытия в 1979 завода компании «Corus» Вулвергемптон был 3-м по величине производителем чугуна и стали в стране). Производство автомобильной и мототехники и комплектующих практически прекращено (заводы компании «Sunbeam» закрыты в 1936, «Henry Meadows» – в 1960, «Kieft Cars» – в 1960, «Norton-Villiers» – в 1972, «Guy Motors» – в 1982, и др.). В 1961 закрыт авиационный завод компании «Boulton Paul Aircraft», в 1975 – производство велосипедов (одно из крупнейший в стране), в 1998 – завод компании «Mander Brothers» по выпуску лаков и красок, в 2004 – производство автомобильных шин марки «Goodyear».
Тем не менее, обрабатывающая промышленность – 2-й по значению сектор экономики Вулвергемптона (13% занятых, 2014). Действуют заводы американских компаний «Moog», «Goodrich Corporation» и «United Technologies Corporation» (все три – производство авионики и комплектующих для авиаракетостроения), «Jaguar Land Rover» (2002, с 2008 в структуре индийской «Tata Motors»; автомобильные двигатели), «Chubb Locks» (в структуре шведской «Assa Abloy»; пожарное оборудование, системы сигнализации, замки повышенной секретности и т. п.). Развиты промышленность строительных материалов и строительство (7% занятых, 2014). Предприятие компании «Tarmac» (2013; штаб-квартира – в г. Солихалл, регион Западный Мидленд) выпускает материалы для автодорожного покрытия, стеновые блоки, бетонный раствор и др.; среди строительных компаний выделяется «Carillion» (1999; штаб-квартира – в Вулвергемптоне). Пищевкусовая промышленность представлена пивоваренным заводом «Park Brewery» компании «Marston's» (1834; штаб-квартира – в Вулвергемптоне).