ИЗМИ́Т
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЗМИ́Т (İzmit), город в Турции, административный центр иля (провинции) Коджаэли.
Транспортно-географическое положение
Расположен на северо-западе страны, в 80 км к востоку от Стамбула; в вершине глубоко вдающегося в сушу Измитского залива Мраморного моря; с севера, востока и юга окружён невысокими горными хребтами, крупнейшим из которых является хребет Саманлы (к югу от города). Вместе с многочисленными пригородами образует крупную городскую агломерацию: с юго-востока к И. примыкает г. Картепе (ок. 100 тыс. чел., 2012), вдоль северного побережья Измитского залива расположены города (с востока на запад): Дериндже (ок. 130 тыс. чел.), Кёрфез (ок. 140 тыс. чел.), Диловасы (45 тыс. чел.) и Гебзе (320 тыс. чел.; на северо-западе граничит с илем Стамбул), вдоль южного побережья – города (с востока на запад): Башискеле (73,3 тыс. чел.), Гёльджюк (145 тыс. чел.) и Алтынова (в иле Ялова).
Важный транспортный узел. Через И. проходят скоростная автомобильная магистраль Эдирне – Стамбул – Измит – Анкара, национальная автомобильная магистраль Капыкуле (граница с Болгарией) – Эдирне – Стамбул – Измит – Гюрбулак – граница с Ираном; здесь берут начало автомобильные дороги Измит – Кандыра – Джебеджи и Измит – Ялова – Бурса. Через Измитский залив (между городами Диловасы и Алтынова) сооружён подвесной автомобильный мост Осман-Гази (Osman Gazi; 2013–16; общая длина 2682 м, один из самых длинных в мире центральных пролётов – 1550 м). Железнодорожная станция на линии Стамбул – Анкара. Морской порт (один из крупнейших в стране). Внутренний аэропорт им. Дженгиза Топеля (Cengiz Topel Havalimanı; 2011; в 15 км к востоку от центра города). Планируется открытие трамвайной линии (в 2017).
Население
Население 347 тыс. чел. (2015; ок. 295 тыс. чел. в 2010; ок. 200 тыс. чел. в 2000; ок. 100 тыс. чел. в 1980), в пределах городской агломерации ок. 1,6 млн. чел.
История
Близ современного И. с 8 в. до н. э. существовала мегарская колония Астак (’Αστακός; древнее название Ольбия, Ольвия; Óλβια). Ок. 300 до н. э. она была разрушена диадохом Лисимахом. В 264 до н. э. царь Вифинии Никомед I (умер ок. 255 до н. э.) основал у руин Астака новую столицу своего государства – Никомедию, географическое положение которой способствовало её процветанию в античное время. Никомедия (Никомидия) была любимым местопребыванием римских полководцев и императоров во время их восточных походов. Возвышению города способствовал Диоклетиан, избравший его своей резиденцией. Одна из столиц Римской империи в 286–330 н. э. В 11 в. город захвачен сельджуками, в 1326 (по др. данным, в 1331, 1337 или 1338) – турками, вошёл в состав Османской империи и был переименован в И. (др. название Коджаэли, Kocaeli). 17.8.1999 И. пострадал от сильного землетрясения (разрушено св. 76 тыс. зданий, погибли ок. 18 тыс. жителей, получили ранения ок. 44 тыс. чел.).
Архитектура
Сохранились многочисленные памятники античности и средних веков: руины греческого акрополя, агоры, амфитеатра, здания герусии, храмов Деметры, Кибелы, Августа; некрополи, древне-римские стены (с добавлениями византийского и турецкого времени), колоннады улиц, нимфей, акведуки и цистерны; руины дворца и арсенала Диоклетиана, византийская крепость. Среди архитектурных памятников турецкого времени: мечеть Орхан-Гази (1333), бани Сулейман-паши (14 в.), мечети Имарет и Пертев-паши (1580, обе – архитектор К. М. Синан), фонтаны 16–19 вв., мечеть Февзие (нач. 19 в.), дворец Каср-и-Хумаюн, часовая башня (1901).
Наука и образование
Университет Коджаэли (1992; в его структуре исследовательские институты: научных технологий, социальных наук и наук о здоровье; государственная консерватория и симфонический оркестр). Публичная библиотека Коджаэли, детская библиотека И., библиотека им. Назми Огуза и др.
Музеи
Археологический и этнографический музей (2007; в историческом здании вокзала, 1873–1910, архитектор О. Риттер), Городской музей (2006; интерактивный с электронными гидами и автоматическим обновлением информации); «Плавучий музей» (1997; пришвартованный американский военный корабль), Музей-субмарина (2004; подводная лодка ВМФ США), Музей турецких ВМС (2006; расположен в пришвартованном военном корабле), Музей Ататюрка. Измитская часовая башня, дворец «Kasr-ı Hümayun» («Охотничий домик»; построен в 1861–76 в эпоху султана Абдулазиза; был открыт для посещения в 1992–99, восстановлен после землетрясения и вновь начал работу в 2007), особняк губернатора Селим Сирри Паши (2009; здание 1892) и др. Измитская муниципальная художественная галерея. Дом-музей турецкого художника Осман Хамди Бея (1985; в здании 1884).
Театры
Городской театр и Альтернативный театр. Культурные центры: «Sabanci» (1988; в его составе публичная библиотека); Республиканский; им. Сулеймана Демиреля (включает театр иля Коджаэли); им. Неджати Генчоглу. Дом культуры им. Юнуса Эмре Джема. Учебный арт-центр (проводятся балетные и драматические спектакли, концерты и др.).
Фестивали
Ежегодные международные фестивали: детский (с 2009) и морской (с 2015); ежегодные национальные фестивали: тюльпанов (с 2008), народного танца (с 2015), культуры и искусства, молодёжный короткометражных фильмов, автошоу «Большой гараж» и др.
Парки
Зоопарк «Bogazici Hayvanat Bahcesi». Парк аттракционов «Lunasan». Городские парки: детский (на его территории выставочный павильон), «Seka», «Yeni Cuma», «KInalI Asker», «Sabri Yalım», им. Айше Кылыч, им. Садык Ахмета и др.
Спорт
Футбольные клубы: мужской «Kocaelispor» (1966) и женский «Derince Belediyespor» (1995), выступавшие соответственно в Региональной любительской футбольной лиге (2015–16) и Первой женской турецкой футбольной лиге (2013–14); у обоих – домашний стадион «İsmetpaşa» (1978; 16,8 тыс. мест). Спортивное общество «Kocaeli» (1937), команды которого представлены в различных видах спорта (лёгкая атлетика, баскетбол, верховая езда, гимнастика, борьба, карате, тхэквондо, хоккей с шайбой и др.). Среди прочих спортивных объектов – футбольный стадион им. Мехмета Али (1940; 545 мест), легкоатлетический стадион «Kocaeli» (2006; 1,8 тыс. мест), многофункциональный (крытый) стадион «Şehit Polis Recep Topaloğlu» (2012; 5 тыс. мест); спорткомплексы им. Ататюрка (1983; 2 тыс. мест) и им. Хасана Гемиджи (2006; 1 тыс. мест); плавательный бассейн (1985; 600 мест), автодром «Körfez» (1993). В И. проводились крупные спортивные мероприятия: молодёжный чемпионат Европы по плаванию на открытой воде (2012), матчи группового этапа Кубка Турции по баскетболу (сезон 2012/13), чемпионат мира по хоккею с шайбой 2-го дивизиона (2013) и среди юношеских команд (до 18 лет) 3-го дивизиона (2014), групповой этап Лиги чемпионов по гандболу (сезон 2014/15), юношеский чемпионат Европы по волейболу (до 19 лет; 2015).
Экономика
Основа городской экономики – индустриальное производство (ок. 70% ВРП, 2015). Агломерация И. – 2-й по величине индустриальный ареал страны после Стамбула (производит ок. 13% стоимости промышленной продукции Турции); наиболее крупные промышленные предприятия размещаются на окраинах И. и в его западных и юго-западных пригородах. Ведущие отрасли промышленности: химическая (главным образом нефтехимическая), машиностроение и металлообработка, целлюлозно-бумажная и пищевкусовая.
Среди важнейших промышленных предприятий самого И. – шинные заводы компаний: американской «Goodyear Tire & Rubber Company», итальянской «Pirelli & C.», «Brisa» (совместное предприятие японской «Bridgestone» и турецкой «Sabanci Holding»; все три – выпуск автомобильных шин) и ÖZKA (шины для сельскохозяйственной и подъёмно-транспортной техники; штаб-квартира – в И.); автомобильные заводы компаний: «Hyundai Assan Otomotiv» (легковые автомобили марки «Hyundai»; мощность 210 тыс. шт. в год, 5-й производитель автомобилей в стране; также производит запчасти к автомобилям), «Assan Hanil Otomotiv» (автокомплектующие – сидения, дверные панели, передние панели управления, полки, передние и задние бамперы, покрытие для пола и потолка и др.; оба функционируют с 1997), «Hyundai Steel Tr Otomotiv Çelik» (формованные панели для автомобилей из оцинкованной стали; все три – в совместном владении корейской «Hyundai Motor Company» и турецкой «Kibar Holding») и «Ford Otosan» (1959; крупнейшая автомобилестроительная компания страны; совместное предприятие американской «Ford Motor Company» и турецкой «Koç Holding»; завод по выпуску грузопассажирских микроавтобусов марки «Ford», с 2014); прокатные заводы компаний: «Posco Assan TST Çelik Sanayi» [совместное предприятие корейской «Pohang Iron and Steel Company» (POSCO) и «Kibar Holding»; с 2011; первый и единственный в стране завод по выпуску холоднокатаной нержавеющей стали; мощность 200 тыс. т в год] и «Aksoy Alüminyum» (алюминиевые и стальные конструкции для фасадных систем, окон, дверей, балконов и др.; мощность – по 3 тыс. т в год алюминиевого и стального проката, 200 тыс. м2 композитных панелей). Также производство энергетического оборудования (на предприятии французской компании «Alstom»), подшипников и поршней двигателей (американская «Federal-Mogul Corporation»), аттракционов для парков развлечений («Lunasan»), бумаги («Seka»; возникло в 1934, старейшее в городе), картона («Kartonsan»; занимает 5-е место в мире по выпуску картона с покрытием; обеспечивает 37% национального рынка этого вида продукции), кукурузных, картофельных чипсов и др. солёных закусок (американская «PepsiCo»; с 1995; продукция марки «Frito-Lay»).
В И. учреждены две Организованные индустриальные зоны (ОИЗ) – «Kocaeli Alikahya» и «Asım Kibar». В ОИЗ «Asım Kibar» зарегистрированы турецкое отделение корейской компании «Hyundai» (с подразделениями «Hyundai Assan Otomotiv», «Assan Hanil Otomotiv», «Mobis Otomotiv ve Modül» и «Hyundai Steel Tr Otomotiv Çelik»), компания «Posco Assan TST Çelik Sanayi» и др. C 1989 в иле Коджаэли созданы несколько ОИЗ, в т. ч. три в г. Гебзе и пять в г. Диловасы.
В г. Дериндже действуют предприятия компаний: нидерландско-британской «Royal Dutch Shell» (производство смазочных материалов), «Tekfen» (металлические ёмкости, трубы и теплообменники) и «Koruma Klor Alkali» (хлорсодержащие продукты); в г. Кёфрез – «Türkiye Petrol Rafinerileri» (TÜPRAŞ; НПЗ мощностью 11,3 млн. т сырой нефти в год; одна из крупнейших компаний страны; штаб-квартира – в Кёфрезе); в г. Диловасы – металлургические заводы компаний «Çolakoğlu Metalurji» (с 1969), «Diler Holding» (выплавка стали с 1978, стальной прокат – с 2008), «Assa Aluminyum» (плоский алюминиевый прокат) и «Ada Metal» (алюминиевые сплавы из вторичного сырья), завод металлоизделий компании «Körfez Döküm» (детали мельниц и дробилок, биметаллические и жаропрочные детали), четыре завода американской компании «Dow Chemical Company» (краски, синтетические смолы и пластмассы; завод по выпуску пенополистирола с 1996, по выпуску полиуретановых систем с 1999), заводы компаний «Eminiş Ambalaj» (пластмассовая и металлическая упаковка) и «Merbolin» (лакокрасочные материалы), а также германской BASF (с 1970; химикаты для кожевенной промышленности, дисперсионные продукты и моющие присадки; при заводе собственная научная лаборатория), фабрика по производству упаковки из гофрокартона компании «Olmuksa International Paper» (с 1998 – совместное предприятие с «Hacı Ömer Sabancı Holding»), завод британско-нидерландской компании «Unilever» (чистящие средства, мыло и продукты питания). В ОИЗ к северу от Диловасы – предприятия компаний «Denizatı Petrokimya» (с 2001; выпуск смазочных материалов и моторных масел), «Santa Farma Pharmaceuticals» (фармацевтические препараты), «Izocam» (с 2011; полистирол и полистирольные панели) и «Polisan» [формальдегидные смолы (первое в Турции), теплоизоляционные материалы, древесно-волокнистые плиты и др.]. Среди промышленных предприятий г. Гебзе – автомобильные заводы компаний: японской «Honda Motor Co.» (с 1996; легковые автомобили) и «Anadolu Isuzu Otomotiv» (два завода с 1999; автобусы марки «Isuzu»), прокатный завод компании «Sarkuysan Elektrolitik» (медная проволока), шинный завод компании «Teklas Kauçuk» (штаб-квартира – в г. Гебзе), заводы германской компании BASF (с 2001; строительный клей, гидро- и теплоизоляционные материалы, напольные покрытия, добавки для цемента и бетона), «Izocam» (c 1965; базальтовая вата) и кондитерская фабрика компании «Kent Gida» (в структуре американской «Mondelēz International»; с 2012); г. Гёльджюк – завод компании «Ford Otosan» (с 2001; крупнейший в стране по производству лёгких коммерческих автомобилей, 320 тыс. шт. в год; здесь же размещается штаб-квартира компании; при заводе – собственный морской порт); г. Башискеле – завод компании «Hayat Holding» (моющие средства и средства личной гигиены, в т. ч. детские подгузники), судоверфи компаний «Uzmar» (с 2006) и «Çimtaş» (грузовые суда, в т. ч. танкеры); портовой зоны Антынова – Ялова (к югу от Диловасы) – 37 верфей по производству различных типов морских судов, в т. ч. компаний «Cemre» (в структуре корпорации «Cemre Mühendislik Gemi İnşaat»), «Hat-San» (в составе «Pekar Group»), «Gemak», «Beşiktaş», испанской «Sener» и др.
В ряде пригородов И. развиты кустарные промыслы: в г. Хереке – ручное ковроткачество (из хлопка, шерсти и шёлка), в г. Кандыра – изготовление одежды из льна, в г. Карамюрсель – корзин из коры каштанов.
Сфера услуг представлена административными, финансовыми, транспортно-логистическими услугами, оптовой и розничной торговлей, туристическим бизнесом и обслуживанием военных объектов. Развивается сектор высоких технологий (в первую очередь разработка программного обеспечения). Инженерный центр компании «Ford Otosan» в г. Гебзе (2007; в технопарке «Tübitak»). Морской порт иля Коджаэли [в его составе 5 государственных – в Дериндже и Кёфрезе (Ярымджа) и 35 частных причалов] – 3-й в стране по обороту контейнеров (ок. 405 тыс. контейнеров ДФЭ, 2013) и один из крупнейших автомобильных портов (терминал в г. Гёльджюк). Основные виды туризма: деловой и культурно-познавательный. В И. проводятся выставки-ярмарки: Восточно-Мармарийская промышленности и технологий «Santek» (осветительная и электронная техника и автоматизированные технологии), сельскохозяйственная TAVEX (сельскохозяйственные технологии, в т. ч. для развития тепличного хозяйства и животноводства, выведения новых сортов растений и пород животных), INFRATURK (технологии ультразвукового электромагнитного измерения) и автосалон.
Рядом с И. размещаются Главная база ВМС Турции (в г. Гёльджюк; 1933), авиабаза ВМС Турции «Cengiz Topel» (к востоку от И.), а также учебный центр командования ВМС Турции и военная верфь в г. Дериндже.
Сельское хозяйство региона представлено плодоводством (выращивание яблок, груш, вишни, сливы, айвы, персиков, инжира, винограда, грецкого ореха, фундука, каштанов и др.), скотоводством, овцеводством и промышленным птицеводством. Доля иля Коджаэли в общем поголовье домашнего скота в стране (%, 2015): крупный рогатый скот 18,7, овцы 14,2, бройлерные курицы 16,4 (в т. ч. заводские 53,6), индейки 4,0.