Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУХИ́НИЧИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 467-468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СУХИ́НИЧИ, го­род в Рос­сии, в Ка­луж­ской обл., центр Су­хи­нич­ско­го р-на. Нас. 15,4 тыс. чел. (2015). Рас­по­ло­жен на ле­вом бе­ре­гу р. Брынь. Ж.-д. узел. Близ С. про­хо­дит фе­де­раль­ная ав­то­трас­са «Ук­раи­на» (Мо­ск­ва – Ка­лу­га – Брянск – гра­ни­ца с Ук­раи­ной).

Во­лость Су­хи­ни­чи с цен­тром в од­ноим. се­ле впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1448 в кни­ге зе­мель­ных раз­дач вел. кн. ли­тов­ско­го Ка­зи­ми­ра Ягел­лон­чи­ка, ко­гда она бы­ла по­жа­ло­ва­на князь­ям Фё­до­ру, Ро­ма­ну и Ива­ну Ан­д­рее­ви­чам Ме­зец­ким. По Мо­с­ков­ско­му ми­ру 1494 в со­ста­ве Рус. гос-ва. В 1592 се­ло по­жа­ло­ва­но моск. Воз­не­сен­ско­му мон. С 1764 в ве­де­нии Кол­ле­гии эко­но­мии. С сер. 18 в. в С. про­хо­ди­ла еже­год­ная яр­мар­ка, с сер. 19 в. – 2 яр­мар­ки. Круп­ный пе­ре­ва­лоч­ный центр тор­гов­ли с.-х. то­ва­ра­ми (ко­но­п­ля­ное мас­ло, са­ло, пень­ка). С 1840 без­уезд­ный го­род Ка­луж­ской губ. С 1899 ж.-д. узел, от­кры­то дви­же­ние по про­шед­шим че­рез С. ли­ни­ям Мо­ск­ва – Брянск и Дан­ков – Смо­ленск.

Сов. власть ус­та­нов­ле­на в на­ча­ле дек. 1917. Уезд­ный го­род Ка­луж­ской губ. (1927–29). Рай­он­ный (с 1929) и ок­руж­ной (1929–30) центр Зап. обл. (1929–1937), Смо­лен­ской обл. (1937–44). От­кры­то дви­же­ние по ж.-д. ли­ни­ям Су­хи­ни­чи – Ро­славль (1935) и Ту­ла – Су­хи­ни­чи (1940). В Вел. Отеч. вой­ну го­род ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми 7.10.1941; ос­во­бо­ж­дён час­тя­ми Крас­ной Ар­мии 29.1.1942, в хо­де Мо­с­ков­ской бит­вы 1941–42. С 1944 рай­он­ный центр Ка­луж­ской обл.

Цер­ковь в честь Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1770), ста­ро­об­рядч. Ка­зан­ская ц. в не­орус­ском сти­ле (1914–1920-е гг., про­ект арх. Н. Г. Мар­ть­я­но­ва; со­хра­ни­лась ниж­няя часть). Му­зей бое­вой и тру­до­вой сла­вы (1965). Пред­при­ятия ж.-д. транс­пор­та (в гор. чер­те – 2 круп­ные стан­ции), по про­из-ву са­до­во-пар­ко­вых со­ору­же­ний (в т. ч. для де­тей), ме­бе­ли, элек­тро­ус­та­но­воч­ных из­де­лий, обу­ви, ком­би­кор­мов, по­ши­ву оде­ж­ды (в т. ч. муж­ских кос­тю­мов), пе­ре­ра­бот­ке с.-х. про­дук­ции.

Лит.: Ка­п­лин А. А. Су­хи­ни­чи: ис­то­ри­ко-крае­вед­че­ский очерк. 2-е изд. Ка­лу­га, 2015.

Вернуться к началу