СЕ́ВЕРНОЕ МО́РЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 630-632

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Весман

СЕ́ВЕРНОЕ МО́РЕ, ок­ра­ин­ное мел­ко­вод­ное шель­фо­вое мо­ре Ат­лан­ти­че­ско­го ок., ог­ра­ни­че­но на за­па­де ост­ро­ва­ми Ве­ли­ко­бри­та­ния, Орк­ней­ски­ми и Шет­ланд­ски­ми, на вос­то­ке – по­лу­ост­ро­ва­ми Скан­ди­нав­ским и Ют­лан­дия, на юге – по­бе­режь­ем Ев­ро­пы. Со­об­ща­ет­ся на се­ве­ре с Нор­веж­ским м., на вос­то­ке – с Бал­тий­ским м. че­рез про­ли­вы Ска­гер­рак, Кат­те­гат, Эре­сунн, Боль­шой Бельт и Ма­лый Бельт, на юго-за­па­де – про­ли­ва­ми Па-де-Ка­ле, Ла-Манш и на се­ве­ро-за­па­де ме­жо­ст­ров­ны­ми про­ли­ва­ми – с Ат­лан­ти­че­ским ок. Омы­ва­ет бе­ре­га Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Бель­гии, Ни­дер­лан­дов, Гер­ма­нии, Да­нии и Нор­ве­гии. Пл. 565 тыс. км2, ср. глу­би­на 87 м, объ­ём 49 тыс. км3. Наи­боль­шая глу­би­на 725 м.

Берега

Побережье о. Великобритания в Северном море. Фото Д. В. Соловьёва

На се­ве­ро-вос­то­ке, в Нор­ве­гии, бе­ре­га фьор­до­вые, с боль­шим ко­ли­че­ст­вом мел­ких ост­ро­вов, на вос­то­ке, в Анг­лии и Шот­лан­дии, – об­ры­ви­стые, мес­та­ми га­леч­ные пля­жи, пе­ре­се­ка­ют­ся реч­ны­ми до­ли­на­ми, на юге – б. ч. пес­ча­ные пля­жи, дю­ны, мно­же­ст­во эс­туа­ри­ев (ре­ки Рейн, Эль­ба и т. д.), в Да­нии – ла­гун­ные; вост. по­бе­ре­жье Ни­дер­лан­дов поч­ти всю­ду окайм­ле­но дам­ба­ми от на­вод­не­ний. На юго-вос­то­ке, вдоль бе­ре­га, тя­нет­ся це­поч­ка Фриз­ских о-вов, к се­ве­ру от них – о. Гель­го­ланд.

Рельеф и геологическое строение дна

По­верх­ность дна пред­став­ля­ет со­бой сла­бо на­кло­нён­ную к се­ве­ру рав­ни­ну с глу­би­на­ми от 20 до 170 м и мно­же­ст­вом неболь­ших ба­нок (наи­бо­лее зна­чи­тель­на – Дог­гер-бан­ка). В юго-зап. час­ти рас­про­стра­не­ны вы­тя­ну­тые в сев.-вост. на­прав­ле­нии не­боль­шие пес­ча­но-гра­вий­ные гря­ды, соз­дан­ные при­лив­ны­ми те­че­ния­ми. Встре­ча­ют­ся так­же уз­кие лож­би­ны с глу­би­на­ми св. 200 м (ос­тат­ки древ­них реч­ных до­лин). Вдоль бе­ре­гов Нор­ве­гии про­тя­ги­ва­ет­ся ко­ры­то­об­раз­ный жё­лоб глу­би­ной 300–400 м, в прол. Ска­гер­рак до 800 м.

Впа­ди­на С. м. при­уро­че­на гл. обр. к сев. час­ти Се­ве­ро­мор­ско-Сред­не­ев­ро­пей­ской ме­га­си­нек­ли­зы За­пад­но-Ев­ро­пей­ской плат­фор­мы, склад­ча­тый фун­да­мент ко­то­рой в этой час­ти в осн. ка­ле­дон­ский. Оса­доч­ный че­хол сло­жен мощ­ной (до 12 км) тол­щей мор­ских и кон­ти­нен­таль­ных (в т. ч. лед­ни­ко­вых) от­ло­же­ний от де­во­на до чет­вер­тич­ной сис­те­мы, об­ра­зую­щих сис­те­му по­ло­гих под­ня­тий и впа­дин. Наи­бо­лее круп­ные под­ня­тия – Ют­ланд­ское, Дог­гер-бан­ка, впа­ди­ны – Се­вер­ная, Се­ве­ро-Дат­ская, Анг­лий­ская. Перм­ские слои за­клю­ча­ют мощ­ную тол­щу со­лей (цех­штейн), ко­то­рые об­ра­зу­ют мно­го­числ. ку­по­ла, вне­дряю­щие­ся в вы­ше­ле­жа­щие от­ло­же­ния. С оса­доч­ным вы­пол­не­ни­ем ме­га­си­не­кли­зы свя­за­ны круп­ные ме­сто­ро­ж­де­ния неф­ти и при­род­но­го го­рю­че­го га­за (см. в ст. Се­вер­но­го мо­ря неф­те­га­зо­нос­ная об­ласть).

Климат

Кли­мат в рай­оне С. м. уме­рен­ный, на­хо­дит­ся под влия­ни­ем тё­п­ло­го Се­ве­ро-Ат­лан­ти­че­ско­го те­че­ния и ци­кло­нич. дея­тель­но­сти Ис­ланд­ско­го цен­тра по­нижен­но­го дав­ле­ния. Зи­ма ко­рот­кая, от­но­си­тель­но мяг­кая, ле­то про­хлад­ное. Гос­под­ству­ют зап. и юго-зап. вет­ры, дос­ти­гаю­щие наи­боль­шей си­лы зи­мой. С но­яб­ря по март от­ме­ча­ет­ся наи­боль­шая по­вто­ряе­мость штор­мов. Час­тая сме­на ци­кло­нов и ан­ти­ци­кло­нов оп­ре­де­ля­ет не­ус­той­чи­вую по­го­ду во все се­зо­ны. Ср. темп-ра фев­ра­ля от 0 °C на вос­то­ке до 5 °C на за­па­де, ав­гу­ста – от 15 °C на се­ве­ре до 17 °C на юге. Зи­мой при сев. вет­рах темп-ра мо­жет па­дать до –23 °C. Ср. го­до­вая об­лач­ность 6–7 бал­лов, с мак­си­му­мом зи­мой. Осад­ков в год от 600–700 мм на юге до 1000 мм на се­ве­ре. Зи­мой час­ты сне­го­па­ды, мо­гут со­про­во­ж­дать­ся силь­ны­ми шква­ла­ми. Ха­рак­тер­ны ту­ма­ны.

Гидрологические условия

Гид­ро­ло­ги­че­ские ус­ло­вия С. м. оп­ре­де­ля­ют­ся его гео­гра­фич. по­ло­же­ни­ем, кли­ма­тич. ус­ло­вия­ми, во­до­об­ме­ном с Ат­лан­ти­че­ским ок. и Бал­тий­ским м. и ма­те­ри­ко­вым сто­ком. Осн. роль иг­ра­ют тё­п­лые и со­лё­ные ат­лан­тич. во­ды, по­сту­паю­щие в С. м. дву­мя по­то­ка­ми: один ме­ж­ду Шет­ланд­ски­ми о-ва­ми и сев. око­неч­но­стью о. Ве­ли­ко­бри­та­ния, дру­гой – че­рез прол. Па-де-Ка­ле. Бо­лее пре­сные во­ды Бал­тий­ско­го м. по­сту­па­ют в сев.-вост. часть С. м. че­рез прол. Ска­гер­рак. Ма­те­ри­ко­вый сток име­ет пре­об­ла­даю­щее зна­че­ние в юго-вост. час­ти мо­ря, ку­да впа­да­ют ре­ки Эль­ба, Ве­зер, Эмс, Рейн, Ма­ас, Шель­да, Тем­за, и в рай­оне бе­ре­гов Нор­ве­гии и Шве­ции, где ло­каль­ное влия­ние ока­зы­ва­ют та­лые во­ды. Об­щий го­до­вой при­ток пре­сных вод с ма­те­ри­ко­вым сто­ком со­став­ля­ет 300 км3.

Во­ды С. м. во­вле­ка­ют­ся в об­щую ци­кло­наль­ную цир­ку­ля­цию, на ко­то­рую на­кла­ды­ва­ют­ся ме­ст­ные кру­го­во­ро­ты то­го же на­прав­ле­ния. Осн. мас­са по­верх­но­ст­ных вод ухо­дит из С. м. в Нор­веж­ское м. ме­ж­ду Скан­ди­нав­ским п-овом и Шет­ланд­ски­ми о-ва­ми. По­верх­но­ст­ные те­че­ния име­ют осн. ско­ро­сти до 0,3 м/с, под влия­ни­ем вет­ров их на­прав­ле­ния и ско­ро­сти зна­чи­тель­но ме­ня­ют­ся.

Темп-ра по­верх­но­ст­ных вод име­ет яр­ко вы­ра­жен­ный го­до­вой ход, ср. темп-ры из­ме­ня­ют­ся в фев­ра­ле от 2 °C у по­бе­режья Да­нии до 8 °C на се­ве­ро-за­па­де, в ав­гу­сте от 18 до 13 °C со­от­вет­ст­вен­но. В при­бреж­ных зо­нах, ис­клю­чая об­лас­ти эс­туа­ри­ев и фьор­дов, сред­ние зна­че­ния со­лё­но­сти со­став­ля­ют 32–34,5‰, ис­клю­чая про­ли­вы Кат­те­гат и Ска­гер­рак, где из-за воз­дей­ст­вия Бал­тий­ско­го м. со­лё­ность на вхо­де и вы­хо­де из­ме­ня­ет­ся в пре­де­лах от 10 до 25‰ и от 25 до 34‰ со­от­вет­ст­вен­но. В от­кры­тых зо­нах мо­ря и в его зап. час­ти со­лё­ность по­верх­но­ст­ных вод со­став­ля­ет ок. 35‰. Глу­бин­ные темп-ры и со­лё­но­сти на боль­шей ча­сти мо­ря ма­ло от­ли­ча­ют­ся от по­верх­но­ст­ных. За по­след­ние 100 лет темп-ра по­верх­но­ст­ных вод уве­ли­чи­лась в сред­нем на 1 °C.

В С. м. фор­ми­ру­ют­ся разл. вод­ные мас­сы, ко­то­рые раз­де­ля­ют 3 ти­па фрон­тов: при­лив­ной, зо­ны ап­вел­лин­га и со­лё­но­ст­ный, в них уве­ли­чи­ва­ет­ся био­ло­гич. ак­тив­ность.

При­ли­вы пре­им. по­лу­су­точ­ные, их ве­ли­чи­ны из­ме­ня­ют­ся от 0,6 до 7,6 м. Ско­рость при­лив­ных те­че­ний дос­ти­га­ет у Шет­ланд­ских о-вов 18 км/ч. В С. м. вхо­дят 2 при­лив­ные вол­ны: мощ­ная вол­на с се­ве­ра и бо­лее сла­бая че­рез прол. Ла-Манш. Боль­шое влия­ние на при­лив­ную вол­ну ока­зы­ва­ют глу­би­на и кон­фи­гу­ра­ция бе­ре­гов, на уро­вень мо­ря – вет­ро­вые сгон­но-на­гон­ные яв­ле­ния, в юж. час­ти мо­ря они мо­гут по­вы­шать уро­вень до 3 м и по­ни­жать до 2,1 м. Под со­во­куп­ным влия­ни­ем при­ли­вов и силь­ных на­гон­ных вет­ров по­вы­ше­ния уров­ня мо­гут при­во­дить к ка­та­ст­ро­фич. на­вод­не­ни­ям, за­то­п­ляя зна­чит. пло­ща­ди низ­мен­ных по­бе­ре­жий Ни­дер­лан­дов, Бель­гии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Да­нии. Вет­ро­вые вол­ны в пе­ри­од штор­мов дос­ти­га­ют вы­со­ты 8–10 м на се­ве­ре и 6–7 м на юге. Льды встре­ча­ют­ся у бе­ре­гов С. м. с де­каб­ря по март. В су­ро­вые зи­мы ле­дя­ной по­кров мо­жет со­хра­нять­ся в те­че­ние ме­ся­ца и бо­лее.

Органический мир

В С. м. на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 300 ви­дов рас­те­ний и бо­лее 1500 ви­дов жи­вот­ных. Это обыч­ные для мо­рей диа­то­мо­вые (пре­об­ла­да­ют на се­ве­ре мо­ря) и пе­ри­ди­ние­вые планк­тон­ные во­до­рос­ли и зе­лё­ные, бу­рые и крас­ные мак­ро­фи­ты. Сре­ди жи­вот­ных осо­бен­но мно­го­чис­лен­ны ра­ко­об­раз­ные (ок. 600 ви­дов), чер­ви, мол­лю­ски (при­мер­но по 300), ки­шеч­но­по­ло­ст­ные и ры­бы. Из­вест­но ок. 230 ви­дов рыб. Для ли­то­ра­ли ха­рак­тер­ны за­рос­ли фу­кои­дов, боль­шие по­се­ле­ния ми­дий, мор­ских же­лу­дей, чер­вей-пес­ко­жи­лов, бо­ко­пла­вов; глуб­же – мно­го мор­ской тра­вы-зос­те­ры, круп­ных мол­лю­сков (мо­дио­ла, мор­ской гре­бе­шок, уст­ри­цы).

Пти­цы ис­поль­зу­ют бе­ре­га С. м. для гнез­до­ва­ния, а так­же че­рез не­го про­хо­дят пу­ти ми­гра­ции. Еже­год­но в этом рай­оне на­блю­да­ет­ся от 6 до 12 млн. птиц бо­лее 50 ви­дов (глу­пыш, бу­ре­ве­ст­ник, олу­ша, га­га­ра и т. д.).

Во­дят­ся 3 ви­да тю­ле­ней и 16 ви­дов ки­тов. Осн. ви­ды мор­ских мле­ко­пи­таю­щих: обык­но­вен­ный тю­лень, длин­но­мор­дый (се­рый) тю­лень, мор­ская сви­нья, ма­лый по­ло­са­тик, бе­ло­мор­дый дель­фин.

Экономико-географический очерк

Хо­зяйств. зна­че­ние С. м. оп­ре­де­ля­ет­ся тем, что на его бе­ре­гах рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее раз­ви­тые стра­ны Зап. Ев­ро­пы, по мо­рю идут важ­ные тор­го­вые пу­ти из Бал­тий­ско­го м. в Ат­лан­ти­че­ский ок.; оно бо­га­то круп­ны­ми рыб­ны­ми ре­сур­са­ми, ме­сто­ро­ж­де­ния­ми неф­ти и при­род­но­го га­за.

Че­рез С. м. про­хо­дят осн. внеш­не­тор­го­вые и ка­бо­таж­ные гру­зо­по­то­ки стран Зап. Ев­ро­пы. В гру­зо­обо­ро­те пре­об­ла­да­ют нефть и неф­те­про­дук­ты, уголь, же­лез­ная ру­да, ле­со­ма­те­риа­лы, ме­тал­лы, цел­лю­ло­за и бу­ма­га, а так­же ма­ши­ны. Круп­ней­шие пор­ты: Рот­тер­дам (Ни­дер­лан­ды, 1-е ме­сто в Ев­ро­пе по гру­зо­обо­ро­ту), Ан­твер­пен, Брюг­ге (Бель­гия), Ам­стер­дам (Ни­дер­лан­ды), Лон­дон, Им­мин­гем, Халл (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Дюн­керк (Фран­ция), Гам­бург, Бре­мен, Виль­гельмс­ха­фен (Гер­ма­ния), Гё­те­борг (Шве­ция), Ос­ло, Бер­ген (Нор­ве­гия).

С. м. – один из круп­ней­ших рай­онов ры­бо­лов­ст­ва Зап. Ев­ро­пы. За го­ды ак­тив­но­го ры­бо­лов­ст­ва был на­не­сён су­щест­вен­ный урон рыб­ным ре­сур­сам мо­ря, ев­роп. стра­ны при­ла­га­ют уси­лия по вос­ста­нов­ле­нию и ус­той­чи­во­му ис­поль­зо­ва­нию рыб­ных ре­сур­сов. Ви­ды рыб, имею­щих хо­зяйств. зна­че­ние: сельдь, пу­тас­су, сай­да, кам­ба­ла, киль­ка, скум­брия, трес­ка. Ак­тив­ное раз­ви­тие пе­ре­жи­ва­ет ак­ва­куль­ту­ра (С. м. за­ни­ма­ет 2-е ме­сто в ЕС), осн. ви­ды – ми­дии и ло­со­сё­вые.

Добыча природного газа с платформы на шельфе Северного моря.

В С. м. ве­дёт­ся до­бы­ча неф­ти и га­за. В нач. 21 в. круп­ней­шим про­из­во­ди­те­лем га­за яв­ля­ет­ся Нор­ве­гия. В 2002 вве­де­на в экс­плуа­та­цию пер­вая мор­ская вет­ро­вая элек­тро­стан­ция (ВЭС). Позд­нее бы­ли по­строе­ны дру­гие ВЭС, в т. ч. 2 круп­ней­шие в ми­ре (2010) – «Tha­net» в Ве­ли­ко­бри­та­нии и «Horns Rev 2» в Да­нии.

При­ле­гаю­щие к С. м. тер­ри­то­рии ха­рак­те­ри­зу­ют­ся раз­ви­той се­тью ка­на­лов. Киль­ский ка­нал (со­еди­ня­ет Бал­тий­ское м. и С. м.), по дан­ным на 2012, – наи­бо­лее ис­поль­зуе­мый ис­кусств. вод­ный путь в ми­ре.

Лит.: Се­лиц­кая Е. С. Ос­нов­ные чер­ты гид­ро­ло­ги­че­ско­го ре­жи­ма Се­вер­но­го мо­ря. Л., 1957; Гид­ро­ме­тео­ро­ло­ги­че­ский спра­воч­ник Се­вер­но­го мо­ря. Л., 1964; Му­ра­тов М. В. Сред­не-Ев­ро­пей­ская пли­та и ее со­от­но­ше­ние с Вос­точ­но-Ев­ро­пей­ской плат­фор­мой // Бюл­ле­тень Мо­с­ков­ско­го об­ще­ст­ва ис­пы­та­те­лей при­ро­ды. От­дел гео­ло­гии. 1975. № 3; За­ло­гин Б. С., Ко­са­рев А. Н. Мо­ря. М., 1999; Quality status report 2000. L., 2000; Vittorio Barale, Martin Gade. North sea // Remote sensing of the Eu­ropean seas. Dordrecht; L., 2008; Quality sta­tus report 2010. L., 2010; The European atlas of the seas. Luxembourg, 2010.

Вернуться к началу